1. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада (Параграф 20, п. 2)
Дата Событие Итог
1648 победа повстанцев под Желтыми водами.
1649
1651
1653
1654
На Переяславской раде в январе 1654 г. гетман, казацкая старшина и войско присягнули на верность российскому царю. Царь Алексей Михайло¬вич в марте 1654 г. утвердил привезённый послами гетмана проект договора и «жалованную грамоту» новым подданным. Украина принималась «под вы¬сокую государеву руку», но при этом сохраняла 60-тысячную казацкую армию, административное деление на полки и сотни, выборность гетмана и других должностных лиц, суд по своим законам, сословные права казаков, горожан и духовенства. Русский гарнизон вводился только в Киев. Гетман имел право вступать в дипломатические отношения с другими государствами (за исключением Речи Посполитой и Османской империи), сообщая в Москву о содержании переговоров.
2. Вхождение Украины в состав России
— Работая с п. 3 § 20 учебника, заполните хронологическую таблицу, отражающую события завершающего этапа вхо¬ждения Украины в состав России.
Дата Событие
В 1654 г. началась война России с Речью Посполитой. Казацкие и русские полки вместе воевали на территории Укра-ины и Белоруссии, но интересы московского правительства и казацкой верхушки-«старшины» не совпадали. Сам Богдан Хмельницкий был недово¬лен заключённым Россией в 1656 г. перемирием с Речью Посполитой и хотел создать антипольский союз Швеции, Украины, Молдавии и Трансильвании. После смерти Богдана Хмельницкого (1657) в его окружении началась борьба за власть. Новый гетман Иван Выговский заключил в 1658 г. договор с Речью Посполитой, согласно которому Украина (под названием «Великое княжество Русское») входила как третья равноправная сторона в унию Польши и Литвы. В 1667 г. согласно Андрусовскому перемирию Левобережная Украина при¬соединялась к России, а Правобережная оставалась под контролем Речи Посполитой. Новый гетман правобережья Пётр Дорошенко пытался объединить обе стороны Днепра под властью турецкого султана, но, приведя на Украину турецкие и крымские войска, потерял поддержку населения и в 1676 г. сдался ставленнику Москвы гетману Ивану Самойловичу. В 1687 г. гетман Иван Мазепа подписал с Москвой договор, по которому Украина признавалась подвластной не гетману, а «царского величества само¬державной державе». А в 1688 г. украинская православная церковь была под¬чинена патриарху Московскому и всея Руси.
Итоги:
В ходе национально-освободительного восстания 1648 г. на Украине воз¬никло новое казацкое государственное образование — Войско Запорож¬ское.
Но тяжёлая война и разорение территории подрывали его мощь, а соседство сильных держав заставляло казацкое руководство искать сильного покровителя.
Руководитель восстания и гетман запорожских ка¬заков Богдан Хмельницкий сделал выбор в пользу России. Российскому государству, принявшему в свой состав Украину, пришлось вести длитель¬ную войну с Речью Посполитой.
Украина «под рукой» российского государя сохраняла своё войско, адми¬нистрацию, законы, городское самоуправление.
В своей книге «Насилие и социальные порядки» Д. Норт, Д. Уоллис и Б. Вейнгаст предложили новый подход к анализу социального развития – с делением всех существовавших в истории и существующих сегодня обществ на «порядки ограниченного доступа»
и «порядки открытого (свободного) доступа». В интерпретации Норта и его соавторов общественное развитие заключается в открытии для широких (неэлитных) социальных групп доступа к экономической и политической активности. При этом они
особо подчеркивают важность общих убеждений для успешного перехода от «порядка
ограниченного доступа» к обществу с «открытым доступом». С этой точки зрения
исключительный интерес представляет исторический опыт СССР, поскольку это был
пример нового общественного порядка, изначально основанного на определенной системе идеологических убеждений.
Объяснение:
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.
Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям