1) «Великий человек все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы». (Лао Цзы)
2) «Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, поданный-поданным, отец-
отцом, а сын-сыном». (Конфуций)
3) «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы
постоянно боитесь растерять свои знания» (Конфуций)
4) «Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам
их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться» (Конфуций)
5) «Учитель сказал: «Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встретил человека,
который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой». (Конфуций)
Родился в селе Моринцы Звенигородского уезда Киевской губернии в многодетной семье Григория Ивановича Шевченко, крепостного крестьянина помещика В. В. Энгельгардта, который — как племянник князя Г. А. Потёмкина — унаследовал значительную часть его малороссийских владений.
Его предки с отцовской стороны происходили от некоего казака Андрея, который в начале XVIII века пришёл изЗапорожской Сечи. Предки матери, Катерины Якимовны Бойко, были переселенцами из Прикарпатья[9].
Через два года родители Тараса переселились в село Кириловка, где он провёл своё детство. Мать его умерла в 1823 году; в том же году отец женился вторично на вдове, имевшей троих детей. Она относилась к Тарасу сурово. До 9-летнего возраста Тарас был на попечении своей старшей сестры Екатерины, девушки доброй и нежной. Вскоре она вышла замуж. В 1825 году, когда Шевченко шёл 12-й год, умер его отец. С этого времени начинается тяжёлая кочевая жизнь беспризорного ребёнка: сначала прислуживал у дьячка-учителя, затем по окрестным сёлам у дьячков-маляров («богомазов», то есть художников-иконописцев). Одно время Шевченко пас овец, затем служил у местного священника погонычем. В школе дьячка-учителя Шевченко выучился грамоте, а у маляров познакомился с элементарными приёмами рисования. На шестнадцатом году жизни, в 1829 году, он попал в число прислуги нового помещика П. В. Энгельгардта — сначала в роли поварёнка, затем слуги-«казачка». Страсть к живописи не покидала его[10].