1) «в полтавской битве была одержана победа. престиж россии необыкновенно поднялся, капризная богиня победы уже не покидала лагерь войск… войска овладели множеством крепостей : пали элблонг, пярну, кексгольм, выборг и – что имело особое значение – 4 июля после 237 дней осады сдалась столица шведской лифляндии рига, а затем и столица эстляндии ревель (таллин). лифляндия – житница швеции – была (ещё до установления мира со ) сразу же присоединена к россии, а население присягнуло царю. дипломаты восстановили северный союз, открывший военные действия против шведов. армия действовала вначале в шведской померании, а потом в финляндии, где одержала несколько побед, в том числе первую крупную для россии военно-морскую победу при гангуте. десанты высадились на шведский берег… шведы были вынуждены заключить мир. согласно статьям подписанного в ништадте мирного трактата к россии отошли лифляндия, эстляндия, ингрия, часть финляндии и карелии». а)назовите войну, о которой идёт речь в данном отрывке. назовите царя, упомянутого в тексте. реформы этого монарха можно разделить на два периода. неудачно начатая война со стала подлинным „двигателем” преобразований. поначалу царь во многом шёл по наитию, подчинялся требованиям момента. нужда в деньгах, припасах, кораблях, оружии, обученных людях требовала изменений не только армии, но всей системы , финансов, промышленности. главным было – победить в войне во что бы то ни стало. поэтому первые преобразования оказались поспешными, непродуманными. денег и людей при этом, естественно, не жалели. к концу войны начался второй этап реформ. они приобрели более системный характер, стали осмысленными. за годы реформ фактически был создан новый государственный аппарат. во главе его стоял правительствующий сенат, которому подчинялись вновь образованные центральные правительственные органы – коллегии. кроме уездов, появились также губернии и провинции. штат чиновников увеличился вдвое, бюрократическое начало стало в системе . соблюдение законности обеспечивали прокуратура, суды, тайные агенты – фискалы. особую роль в государства сыграла табель о рангах, установившая деление всех служащих на 14 рангов по трём чиновным категориям: военные, гражданские и придворные чины. отныне движение по карьерной лестнице определялось не происхождением чиновника или военного, а его усердием и добросовестной службой в каждом чине». 1) назовите российского монарха, о котором идёт речь в отрывке. укажите годы его правления. 2) в третьем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описывается ситуация, признаки которой указываются в дальнейшем тексте. укажите не менее двух признаков данной ситуации.
1. Великая Северная война. Петр 1.
Итогами войны было изменение силы на Балтике в пользу России, наша страна вышла к морю, стала налаживаться торговля по морю с европейскими странами. К России было присоединено много новых земель, но вместе с тем налоги выросли и значительно уменьшилось количество населения. У Швеции уже не было влияния на другие страны.
2. Петр 1 стал царем вместе со своим братом Иваном в 1682 году,когда ему было 10 лет, единолично стал править в 1689 году, в 1721 году он становится императором, в 1725 году умирает.
Петр 1 определил развитие России в 18 веке, сделал ее сильной державой с сильной армией и флотом, расширил территорию страны,провел многочисленные реформы в государстве и обществе.Он хотел просветить народ и привлечь страну к европейской цивилизации. Главной задачей царь считал то, чтобы преобразовать страну. В стране были построено много заводов, фабрик, стали работать верфи.Народное хозяйство страны было реорганизовано.
3.Предложение про создание нового государственного аппарата описывает ситуацию, ее признаки раскрываются далее в словах, где пишется про создание Сената,создаются коллегии, вводятся прокуроры и фискалы,начинает действовать Табель о рангах, которая поставила достижения на службе в зависимость не тот происхождения, а от выслуги лет и усердия.