1. Укажите предпосылки Великих географических открытий?
А) Потребность Европы в золоте и серебре;
Б) Кризис торговли с восточными странами;
В) Достижения науки и судостроения;
Г) Все ответы верны.
2.Утопией называют:
А) Земли, завоеванные конкистадорами
Б) Еретическое учение
В) Изображение идеального общества, не существующего в реальности
3. Деятели эпохи Возрождения выступали за:
А) Усиление власти церкви
Б) Развитие научных знаний
В) Восстановление старых порядков
4. Отличительная черта искусства эпохи Возрождения:
А) отсутствие портретного сходства в изображении людей
Б) использование библейских сюжетов
В) использование достижений античной культуры
5. Какой продукт до Великих Географических открытий возделывался в Европе?
А) чай;
Б) картофель;
В) табак;
Г) лук.
6. Что является социальной опорой абсолютизма?
А) Аристократия;
Б) Крестьянство;
В) Духовенство.
7. Когда начались Великие географические открытия?
А) XVII в.;
Б) XIX в.;
В) XV в.
8. Какое могущественное восточное государство закрыло европейским купцам
привычный путь в Индию?
А) Османская Империя;
Б) Княжество Валахия;
В) Кашмир.
9. Какое негативное последствие оказали Великие Географические Открытия на
общественное развитие?
А) колонизация территорий;
Б) расширение торговли;
В) развитие мореплавания.
10. В каком веке начинаются Великие Географические Открытия? (в)
А) XX в.;
Б) XIX в.;
В) XV в.
2 этап.
11. Объясните термин: каравелла
12. Дайте характеристику абсолютизма. Объясните, в чём состоит отличие
абсолютной монархии от сословно-представительной?
13. Назовите основные признаки абсолютной королевской власти.
14. Объясните термин: откупщик
15. Объясните термин: капитализм
16. Объясните термин: колонизация
3 этап.
17. Напишите эссе на тему: «Черты, свойственны личностям эпохи Возрождения»
При рассказе учителем данного вопроса учащиеся составляют схему, отражающую основные черты абсолютизма. Это дает возможность провести самопроверку учащимися.
2.«Один король - одна страна».
Самостоятельно прочитать текст учебника с. 23. ответить на вопрос как учащиеся понимают «Один король - одна страна».
3. «Не будет больше войн всех против всех».
В границах своего государства абсолютизм был сдерживать кровопролитные войны «всех против всех», приносившие несчастье всем жителям страны. Короли распускали феодальные войска, сравнивали с землей замки бунтующих феодалов. Земли мятежников конфисковывались и передавались в королевскую казну.
4. «Как мои предки могли допустить такое учреждение…»
Рассматривая вопрос об укреплении территориальной целостности государств в период абсолютизма необходимо пользоваться картой «Европа в 1648 г».
По данному вопросу необходимо раскрыть отношения между королями и парламентами в Англии и Франции. ( По Англии чтобы сделать парламент послушным, Елизавета пыталась влиять на его состав (на состав палаты общин). В конце вопроса учащимся дать задание ответить на вопрос: Какое место в системе государственного управления отводила парламенту Елизавета Тюдор?
5.Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля.
В Англии центральным административным и исполнительным органом стал Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный совет определял направления внутренней и внешней политики государства, занимался вопросами финансов и обороной страны.
Во Франции и Англии, главой государства был король, обладавший всей полнотой власти. При нем имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал членов совета и сам решал все вопросы. Организация судебной системы также использовалась для укрепления абсолютизма.
6.Монарх-помазанник божий.
К содержимому тексту учебника на с. 27-28 необходимо добавить, что в Англии Елизавета Тюдор стремилась достичь народной любви и поклонения, рассматривая это как одно из средств достижения личной безопасности и укрепления государственной власти. С этой целью королева бесконечно показывалась народу. Огромным спросом пользовались изображения королевы.
По Людовику XIV можно использовать дополнительную информацию на с. 30-32 учебника «Этикет при дворе Людовика XIV».
7.Армия и налоговая система на службе короля.
8 Единая экономическая политика.
Эти вопросы можно объединить и дать на самостоятельное изучение учащимся. После прочтения текста ответить на вопрос: «Как в условиях абсолютизма были организованы армия, налоговая и экономическая политика»? Учащиеся должны ознакомится с термином меркантилизм и записать его определение в тетрадь.
9.Создание национальных государств и национальной церкви.
В рамках абсолютистских государств, имеющих четкие национальные границы, одну господствующую религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства. У населения таких государств складывается национальное самосознание (Англия, Франция). В границах своего государства абсолютизм был сдерживать разрушительные войны «всех против всех», доставлявшие страдания всем слоям населения.