1) Що ми називаємо народністю? 2) Що ми називаємо культурою? Як умовно її можна поділити?
3) Коли і де вперше згадується термін «Україна»?
4) Коли вперше з'явилось зображення тризуба на території України?
5) Які школи були в Київській державі?
6) Хто міг навчатися в школах?
7) Як умовно можна поділити літературні твори часів Київської держави?
борьба пап и германских императоров
предыстория
в средневековой европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.
власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• считалось, что церковь получила от христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. идея спасения была важна для человека эпохи средневековья (с. аверинцев о религиозных концепциях спасения).
• король воспринимался как божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• папа римский мог отлучить монарха от церкви. это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.
и на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «церковь и духовенство»).
к концу раннего средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже – священники и монахи). при этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.
императоры священной римской империи стремились к контролю над церковью. это предполагало право инвеституры – назначения на церковные должности. такое право получил германский король оттон i в связи ослаблением власти папы римского после распада империи карла великого. это вызвало противодействие церкви и к борьбе пап и императоров.
события
ix в. – ослабление власти папы римского в связи с распадом империи карла великого.
962 г. – коронование оттона i императорской короной. оттон становится императором священной римской империи.
x–xi вв. – клюнийское (по названию монастыря клюни) движение в церкви. клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).
xi в. – окончательно утверждено безбрачие священников.
1059–1061 гг. – папский престол занимает николай ii.
1059 г. – латеранский собор. приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. папу римского теперь должен избирать совет кардиналов.
1073–1085 гг. – папский престол занимает григорий vii. он вступил в борьбу за инвеституру с генрихом iv. генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в каноссу в 1077 г.
1122 г. – конкордат (соглашение) генриха v с папой римским. согласно договору, епископов должен назначать папа. епископы считались и вассалами церкви (как духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель – феодов).
1198 г. – папский престол занимает иннокентий iii. к этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. вассалами папы себя признали короли , польши, некоторых стран пиренейского полуострова.
участники
оттон i – император священной римской империи (936–973
николай ii – папа римский (1059–1061
григорий vii – папа римский (1073–1085
генрих iv – германский король, а также император священной римской империи, боролся за инвеституру с папами.
заключение
! борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. в xii–xiii вв. власть папы римского значительно усилилась.
византия широко использовала дипломатическое искусство для налаживания отношений с соседними государствами. соседи-христиане, такие, как армения и грузия, попадали под влияние византии тому, что византийцы награждали правителей этих государств почетными титулами, дававшими им права высокопоставленных имперских подданных, например, титулом куропалата (почетного дворецкого императора). других соседей, исповедовавших языческие религии, византийцы ставили под своё влияние за счет действий миссионеров, обращавших эти народы в православное христианство (примером такого народа служит древняя русь, которая в языческий период воевала с византией, но впоследствии стала ее союзником и попала под её культурное влияние). некоторые соседние государства, однако, даже после принятия православного христианства продолжали соперничать с византией; в качестве примера можно болгарию и сербию. во взаимоотношениях с этими государствами византийцы применяли сочетание дипломатии и военных действий.