1)Самое многочисленное сословие средневекового общества1)Горожане 2) крестьяне 3)купцы 2)Работа зависимого крестьянина на поле сеньора, в его хозяйстве, на перевозке грузов, строительстве дорог это 1)барщина 2)налог 3)повинность 3) Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне. Оброк включал обязанность 1)приносить часть урожая зерновых, овощи, фрукты, птицу сеньору 2)отдавать сеньору часть денег, вырученных от продажи продуктов 3) давить виноград на прессе сеньора 4)Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. Средневековое общество состояло из трех сословий. «Те, кто молится», — это духовенство. «Те, кто»,рыцарство. «Те, кто », крестьянство. 5)«Сеньор» в переводе на русский язык означает 1)первый 2)старший 3)главный 6) Феод, вассал — что объединяет эти слова? 1)вассал получал от сеньора феод за военную службу 2)вассал вручал сеньору феод за военную службу 3)эти слова никак не связаны 7)Первые замки в средневековой Европе 1)были деревянными 2 были каменными 3) не имели донжона 8)Повинности зависимых крестьян по отношению к сеньору 1)барщина 2)аренда 3оброк Найдите и укажите номер повинности, лишней в этом перечне. 9)Верность, храбрость, щедрость, сила 1)это требования рыцарского кодекса чести 2)это крестьянские добродетели 3)это требования сеньора к крестьянам 10) Хозяйство, при котором все необходимое для жизни и работы производится собственными руками, а не покупается 1)натуральное 2)барщинное 3)примитивное
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством и охотой.
Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Макошь. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общины сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
или так:
Балтославянские индоевропейские племена БалтыСлавяне ВосточныеЗападныеЮжные Поляне(Днепр),ильменские словене (о.Ильмень), Древляне, дреговичи,полочане
Занятия славян: Подсечно- огневая система земледелия Переложная система земледелия Скотоводство Бортничество Охота Рыболовство Ремесло
10 Быт и нравы славян. Быт – повседневная жизнь Нравы- обычаи, уклад общественной жизни
11 Постройки сёл. Сёла стояли на возвышенностях и около рек. Они обносились деревянной стеной и были окружены рвом, залитым водой.
12 Поселок славян.
13 Жилище. Для славян были характерны жилища в виде полуземлянки с бревенчатыми стенами и наземные жилища из брёвен. Внутри жилища располагались лавки вдоль стен и убранство было сходно с убранством крестьянской избы 19 века.
14 Одежда. Ткани ткали из льна, конопли,пряли из шерсти овец и коз. Зимой носили шубы из меха домашних и диких животных. Мужчины носили штаны или рубахи, подпоясанные ремнями. Женщины носили прямые рубахи с одной застёжкой.
15 Верования славян: Язычество- религиозные верования, отличающиеся тем, что у каждого племени. Народа было множество собственных богов.
16 Боги и святилища. Славяне были язычниками. Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра- Стрибогом, бог огня- Сварогом. Были боги, которым, как думали славяне,подвластны дом и хозяйство человека. Нап- ример : Велес (Волос) был богом скота и скотоводства.На картинке изображено святилище, в котором славяне делают жертвоприношение,чтобы задобрить богов. Это могли быть пища, домашняя птица, скот, в исключительных случаях даже люди.
17 Духи. Славяне верили и поклонялись различным духам.Славяне верили, что в лесах живут косматые лешие, в озёрах и реках обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки, а до-ма охраняют заботливые домовые.
18 Амулеты. Славяне стремились защищаться от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми оберегами.
Однако с 1570 г. началось постоянное использование правительством донских казаков для выполнения отдельных поручений. В марте этого года атаману М. Черкашенину и казакам "его прибору" было поручено проводить от Рыльска к Азову посла И. Новосильцова. Царь Иван IV писал казакам, чтобы они Новосильцова слушали во всех государевых делах и "тем бы вы Нам послужили", "а Мы вас за вашу службу жаловать хотим". Официальная казачья историография именно с этого события 1570г. начинала историю войска Донского, и в 1870 г. отмечалось его трехсотлетие.
В 80-90-х гг. XVI в. отношения между казаками и русским правительством приобрели более регулярный характер, что определялось их заинтересованностью в поддерживании связей. Казаки Дона и Терека выполняли отдельные конкретные поручения правительства (проводы и встреча русских и турецких посольств, разведка, отдельные боевые поручения), за что получали жалование. Известно, что в 1571, 1584, 1592,1593 и 1594 гг. Москва присылала донцам жалование деньгами, хлебом, вином, порохом, свинцом, селитрой (для пороха), ядрами и сукном.
Казачество сохраняло полную самостоятельность. Правительство России в 90-х гг. уже предпринимало попытки подчинить себе эту вольницу, регламентировать ее жизнь и деятельность. В 1592 г. На Дон был прислан "в головы" боярский сын Петр Хрущов, но казаки его не приняли, заявив: "прежде мы служили государю, а голов у нас не бывало, а служивали своими головами, и ныне де рады служить своими головами, а не с Петром". Жесткие меры правительства Б. Годунова в отношении казачества - запрет донцам пересекать засечные черты государства для торговли, сопровождения освобожденного ими русского полона или на богомолье нарастанию противоречий и активному участию казаков в событиях Смутного времени начала XVII в.