Централизованное государство существует в силу ряда объективных факторов. В первую очередь это национальное единство, являющееся обязательным условием становления такой формы объединения земель и населяющих их людей. Государство при этом отражает интересы всей нации как политической общности, а не отдельных региональных, социальных или этнических групп. Благодаря сильному центру происходит сплочение общества, которое было невозможно ранее из-за соперничества отдельных представителей знати, боровшихся за власть.
ССЫКСКИЕ РУНЫ – общее название для ряда НЕДЕшифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь-Шане. Наиболее известный памятник – процарапанная надпись на внешней стороне серебряной чаши, выполненной побактрийскому образцу. Обнаружена она примерно в 1982 при раскопках кургана Иссык в Семиречье (Казахстан) и принадлежит ираноязычному народу саки. В кургане был захоронен т. н. «Золотой человек» . Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность и, скорее всего, к ней восходящей. С. Руденко первым выдвинул гипотезу о принадлежности Пазырыкских курганов Алтая племенам да-юечжей (средне-китайское «юечжи» реконструируется, как saquda – «скифы» или «согды») , из среды которых вышли кушаны. В свое время Вяч. Вс. Иванов интерпретировал надпись на серебряном сосуде из кургана Иссык, как тохарскую. Язык единственной кушанской, достоверно прочитанной надписи этим письмом (дополненным буквами греческого алфавита) , – Дашти Навур – близок к сакской группе языков, в частности, хотано-сакскому, ареал распространения которого в Восточном Туркестане. Лившиц В. А. Надпись из Гильберджина // сб. «Древняя Бактрия» , М. 1976; Руденко С. И. , Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. -Л. , 1953
Тянь-Шане. Наиболее известный памятник – процарапанная надпись на внешней стороне серебряной чаши, выполненной побактрийскому образцу. Обнаружена она примерно в 1982 при раскопках кургана Иссык в Семиречье (Казахстан) и принадлежит ираноязычному народу саки. В кургане был захоронен т. н. «Золотой человек» . Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность и, скорее всего, к ней восходящей.
С. Руденко первым выдвинул гипотезу о принадлежности Пазырыкских курганов Алтая племенам да-юечжей (средне-китайское «юечжи» реконструируется, как saquda – «скифы» или «согды») , из среды которых вышли кушаны. В свое время Вяч. Вс. Иванов интерпретировал надпись на серебряном сосуде из кургана Иссык, как тохарскую. Язык единственной кушанской, достоверно прочитанной надписи этим письмом (дополненным буквами греческого алфавита) , – Дашти Навур – близок к сакской группе языков, в частности, хотано-сакскому, ареал распространения которого в Восточном Туркестане.
Лившиц В. А. Надпись из Гильберджина // сб. «Древняя Бактрия» , М. 1976;
Руденко С. И. , Культура населения Горного Алтая в скифское время, М. -Л. , 1953