1. Прочтите следующий отрывок из рунической надписи Бильге-кагана: "Небо- подобный, Неборожденный мудрый тюркский каган, я нынче сел (на царство). Речь мою полностью выслушайте (вы), идущие за мною мои младшие родичи и молодежь (вы), союзные мои племена и народы; (вы, стоящие) справа начальники шад и апа, (вы, стоящие) слева начальники тарханы и приказные, (вы) трид цать... (2) (вы) начальники и народ "девяти огузов", эту речь мою хорошенько слушайте и крепко (ей) внимайте!" Что можно сказать о социальном и полити ческом устройстве Второго Восточно-Тюркского каганата по этому отрывку? 2. В чем была основная причина распада каганатов? Что объединяло каганаты, а
что их разъединяло?
во все времена и во всех государствах общество не было однородным. оно всегда делилось на богатых и бедных, на тех, кто обладает властью или не обладает, на образованных и нет. на этом уроке вам предстоит узнать, на какие слои было разделено общество в эпоху раннего нового времени и каковы были их особенности. это необходимо, чтобы лучше понимать события, которые происходили в дальнейшем. также мы узнаем, в чем разница между сословием и слоем населения и что произошло с сословиями в эпоху нового времени.
итак, познакомимся со слоями населения, которые можно было встретить в европе и которые с течением времени сыграли немаловажную роль в . это дворянство, буржуазия, крестьяне, бедняки. но перед этим предлагаю познакомиться с определением понятий.
сословие – это группа населения с определенными правами и обязанностями, которые определяются фактом рождения.
слой населения – это группа населения, которая выделяется на основании общих признаков.
Массовость. В советское время впервые в истории России была достигнута практически всеобщая грамотность, близкая к 100 %.
Разумеется, даже в эпоху позднего СССР многие люди старшего поколения имели за спиной всего лишь 3-4 класса образования, ведь далеко не все смогли пройти полный курс школьного обучения из-за войны, массовых переселений, необходимости рано идти работать. Тем не менее практически все граждане научились читать и писать.
За массовое образование надо сказать и царскому правительству, которое за 20 предреволюционных лет практически удвоило уровень грамотности в стране — к 1917 г. грамотной была уже практически половина населения. Большевики, в результате, получили огромное число грамотных и подготовленных учителей, и им оставалось лишь второй раз удвоить долю грамотных людей в стране, что они и сделали.
Широкий доступ к образованию для национальных и языковых меньшинств. В ходе процесса так называемой коренизации большевики в 1920-х и 1930-х гг. впервые внедрили образование на языках множества малых народов России (зачастую — попутно создавая и внедряя алфавиты и письменность для этих языков). Представители окраинных народов получили возможность приобщаться к грамоте сначала на своём родном языке, а потом уже на русском, что ускорило ликвидацию безграмотности.
С другой стороны, эта самая коренизация, частично свёрнутая в конце 1930-х, успела внести немалый вклад в будущий развал СССР по национальным границам.
Высокая доступность для большинства населения (всеобщее бесплатное среднее образование, весьма распространённое высшее). В царской России образование было связано с сословными ограничениями, хотя по мере роста его доступности эти ограничения слабели и размывались, и к 1917 г. при наличии денег или особых талантов получить хорошее образование могли представители любого сословия. С приходом к власти большевиков сословные ограничения были окончательно сняты. Начальное, а затем и среднее образование стало всеобщим, а число студентов в высших учебных заведениях выросло многократно.
Высокая мотивированность учащихся, уважение общества к образованию. Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать (это касалось как инженерных, так и рабочих специальностей — причём квалифицированный рабочий мог заработать больше инженера). Альтернатив было мало: на тяжёлый неквалифицированный ручной труд здоровья хватало далеко не у всех, а для успешной партийной или военной карьеры также нужно было повышать свой уровень образования (безграмотных пролетариев без оглядки набирали лишь в первое десятилетие после революции)