1. прочитайте текст. какие примеры н. карамзин использует для разъяснения пользы новой системы престолонаследия? согласны ли вы с позицией автора? свой ответ аргументируйте. н.м. карамзин об отношении москвичей к юрию дмитриевичу после победы над василием васильевичем в 1434 году. приехав в коломну, василий начал отовсюду сзывать к себе народ, бояр, князей: все шли к нему охотно, ибо признавали ею законным государем, а юрия хищником. согласно с новою системою наследства, благоприятнейшей для общего спокойствия. сын, восходя на трон после отца, оставлял всё, как было, окружённый теми же боярами, которые служили прежнему государю: напротив чего брат, княживший дотоле в каком-нибудь особенном уделе, имел своих вельмож, которые переезжали с ним в наследованную по кончине брата землю, обыкновенно удалял тамошних бояр от правления и вводил новости, часто вредные. столь явные выгоды и невыгоды вооружили всех против старой мятежной системы наследственной и против юрия. в несколько дней москва опустела: граждане не ни жилищ, ни садов своих и с драгоценнейшим имуществом выехали в коломну, где недоставало места в домах для людей, а на улицах для обозов. одним словом, сей город сделался истинною столицею великого княжества, многолюдною и шумною. в москве же царствовало уныние и безмолвие: человек редко встречался с человеком, и самые последние жители готовились к князь же юрий, видя невозможность остаться в москве. сам отправился в галич, велев объявить племяннику, что уступает ему столицу, где василий скоро явился с торжеством и славою, им не заслуженною, провожаемый боярами, толпами народа и радостным их кликом. 2. как отразилась война в московском княжестве на процессе объединения земель?
Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны десятки тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы. Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.На рубеже 40-50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». В конце 40-х годов космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и Гражданской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась «проработками» и административными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы в период культа личности Сталина вызвали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.
Русско-турецкая война 1768—1774 годов (турецкое название: 1768—1774 Osmanlı-Rus Savaşı) — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе, и установить протекторат над Речью Посполитой[6].
В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.