1. По какому принципу образован ряд? А. Адашев; А. Курбский; Сильвестр
ЧАСТЬ 3
1. Прочтите отрывок из записок иностранца в Москве и ответьте на вопросы:
Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему
своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чём ему, государю, были непослушны,
на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на
своём государстве себе опричнину и которые улицы и слободы взял государь в опричнину и в тех
улицах велел быти боярам и дворянам и всяким приказным людям, которых государь взял в.
опричнину а которым в опричнине быть не велел, и тех из всех улиц велел перевести в иные улицы на
посад».
1) О каком царе идёт речь в данном тексте?
2) С какой целью была введена опричнина?
2. Существует точка зрения, что, несмотря на существенные различия, в деятельности Ивана III
и Ивана IV имелись общие черты.
Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное влияние оказали два события в стране:
Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не бесследно для многих областей художественной культуры. Эпоха 1812 года – важный этап в развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм к реализму. Это была общая закономерность, которая проявилась в области литературы, театра, живописи, графики, скульптуры. Литература играла в этом движении авангардную роль.
Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’, было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
Социальность русской литературы, ее сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’ ( ранние произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др. ) был ‘ маленький человек’ с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина ( повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. Тургенева) . Новый невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
тверской князь михаил ярославич (1285-1318) в 1304 г. получил от хана ярлык навеликое княжение владимирское. это давало ему формальное старшинство среди сородичей, право на владимирскими землями, а также признание в качестве новгородского князя. границы великого княжения владимирского как особой административно-территориальной единицы постоянно менялись под воздействием многих факторов. однако при любом раскладе владимирский стол оставался заветной мечтой каждого из князей северо-восточной руси. во владимире не сложилось собственной княжеской династии, и ярлык на великое княжение хан мог дать любому из потомков всеволода большое гнездо. требовались лишь два условия: лояльность и платёжеспособность.
опираясь на достижения отца, юрий московский чувствовал себя достаточно сильным для участия в борьбе за великое княжение владимирское. к этому его подталкивали и новгородцы, ненавидевшие тверскую династию за её жестокие меры по отношению к новгороду. после целого ряда московско-тверских конфликтов в дело вмешался хан узбек. в 1318 г. он вызвал михаила тверского в орду и приказал его казнить по обвинению в измене. юрий московский был возведён в достоинство великого князя владимирского. однако спустя четыре года он чем-то прогневал хана, и тот вернул владимирский венец тверским князьям, сыновьям михаила. это были смелые воины, но слишком самоуверенные правители. первый из них, дмитрий грозные очи (1322-1325), собственноручно убил в орде юрия московского и за это был казнён по ханскому приказу; второй, александр (1325-1327), по одним источникам возглавил, а по другим — не смог предотвратить народное восстание в твери 15 августа 1327 г., в ходе которого разъярённые горожане перебили большой ордынский отряд. понятно, что вскоре после этого тверь и всё тверское княжество были разгромлены посланным ханом карательным войском. князь александр тверской бежал в псков, а оттуда — в литву.
в походе на тверь хан повелел участвовать и князьям. уклонение расценивалось как измена, со всеми вытекающими последствиями как для строптивого князя, так и для его княжества. и потому среди тех, кто вёл свои полки на мятежную тверь, был и младший брат убитого в орде юрия даниловича — московский князь иван калита