1. Охарактеризуйте в целом религиозные и научные представления шумеров. 2. Опишите искусство шумеров.
3. Покажите роль клинописи как древнейшей системы письма.
4. Дайте общую характеристику древнешумерской литературы.
5. Поясните, в чем заключается вклад цивилизации Древнего Вавилона в дальнейшее развитие культуры Месопотамии.
6. Расскажите о форме и содержании литературных произведений Древнего Вавилона.
7. Дайте характеристику древневавилонской науке и системе образования.
8. Что такое восточная деспотия?
9. В чем заключались пережитки тотемизма в религии Древнего Египта?
10. Перечислите основные древнеегипетские культы, кратко охарактеризуйте их суть, а также изменение культовой практики во времени.
11. Какое место занимал фараон в жизни древних египтян?
12. Как строились пирамиды? Каково было их назначение?
13. Для чего в Древнем Египте усопших подвергали мумификации?
14. Как развивалась древнеегипетская наука?
15. Расскажите об особенностях искусства Древнего Египта. Как оно эволюционировало?
16. Каковы причины, содержание и последствия для культуры реформ фараона Эхнатона?
Введение.
1.Эпоха Петра Великого.
2. Культура петровского времени.
3. Образование.
4. Книжное дело.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
Петр обладал выдающимися умственными железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».
Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.
Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.
Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.
1. 1. Эпоха Петра Великого.
«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным мастером и матросом, умел чинить сложные механизмы и шить сапоги, выполнять хирургические операции и лечить зубы.
При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.
С 1700 года в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.
Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры.
Петр 1, приверженец западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской державы.
Пафос и мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в обращении к русской армии накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.