1. Какую территорию занимали монгольские племена? 2. Для какого занятия была благоприятна эта территория?
3. Назовите годы жизни Темучина. Какое влияние на его характер оказали годы лишений и тягот?
4. Что происходит в конце XII века в монгольских степях?
5. Какое событие завершает объединение Монголии под властью Темучина?
КУРУЛТАЙ – собрание представителей кочевой знати. (выучить новый термин)
6. Какое событие произошло в 1206 году на берегу реки Орхон? Объясните значение титула Чингисхан. В чем разница между Темучином и Чингисханом?
7. В чем главное значение образования единого Монгольского государства? Прокомментируйте слова Чингисхана. «Я привел в покорность своеволие мелких князей, людей, которые скитались в нужде и угнетении, я их собрал и соединил в одно».
8. Что такое «Яса»? (Найдите в словаре в конце учебника значение термина, прочитайте об этом в учебнике всемирной истории §12.)
9. Как вы думаете, в чем значение «Великой Ясы» для монгольского государства, а позже и для народов, завоеванных монголами? (Обратите внимание, сам Чингисхан соблюдал эти законы).
Экономи́ческая рефо́рма 1957 года в СССР — реформа управления народным хозяйством, осуществлённая в 1957—65 годы. Характеризовалась заменой централизованной отраслевой системы управления, которая использовалась с середины 1930-х годов[1], на децентрализованную, территориально распределённую систему, которая в советской литературе получила название «системы управления по территориальному принципу»[2]. Связывается с именем первого секретаря ЦК КПСС и (с 1958 года) председателя Совета Министров СССР Н. С. Хрущёва.
Реформа заключалась в делении территории СССР на так называемые «экономические административные районы»[3] с созданием в пределах областей, краёв и республик СССР сети территориальных советов народного хозяйства, в ведение которых были переданы предприятия, ранее находившиеся в подчинении промышленных и агропромышленных министерств. По замыслу инициаторов реформы, децентрализация системы руководства производством позволила бы увеличить его рост, повысить качество продукции, оптимизировать распределение ресурсов, снизить затраты на ремонт техники, улучшить организацию материально-технического снабжения[2]. Однако короткий период децентрализации в первые годы реформы, направленной на ломку устоявшейся с середины 1930-х годов жестко централизованной отраслевой системы управления, привёл к разрушению единой технической политики и дезинтеграции экономических связей в промышленности и сельском хозяйстве. Попытка исправить ситуацию путём укрупнения совнархозов и слияния административных экономических районов привело к появлению промежуточных уровней управления в лице республиканских и союзного советов народного хозяйства и отраслевых государственных комитетов. Научно-исследовательские, конструкторские и проектные организации, находившиеся в ведении отраслевых органов управления, оказались оторванными от промышленных предприятий, которые продолжали оставаться в подчинении территориальных органов. Это привело к снижению качества проектирования, строительства и реконструкции предприятий, затормозило внедрение новых технологий, машин и оборудования и, как следствие, привело к снижению качества промышленной продукции. Преобразование системы управления промышленностью из отраслевой в территориальную и эволюция последней в гибридную «производственно-территориальную» систему[4] не смогло устранить фундаментального противоречия между исторически сложившейся системой вертикальной интеграции производства в отраслях промышленности и попыткой управления отраслями по территориальному принципу. Проблемы советской экономики продолжали усугубляться, и к середине 1960-х годов тенденция централизации возобладала. Совнархозы были ликвидированы, и территориально распределённая система управления экономикой посредством совнархозов была заменена на привычную для партийно-хозяйственной номенклатуры жёстко централизованную отраслевую систему управления посредством отраслевых министерств и межотраслевых государственных комитетов.