1. Какие выводы о жизни арабов до возникно¬вения у них ислама можно сделать на основе следующих отрывков из стихотворений арабских поэтов того времени? Мы мстим за убийство своих соплеменников,И наше возмездие неотвратимо.
* * *
Того, кто дерзает от рода отречься открыто,
Терзают клинки и тяжелые топчут копыта.
* * *
В добычу берем только самое ценное,
Ничтожная нам не по вкусу нажива.
* * *
А я ведь друзей нахожу и в убогих шатрах,
И там, где в богатстве живет не одно поколенье.
2. Какими предстают характер и обычаи ко¬чевников в стихотворениях поэтов доисламского времени?
Я знаю, что лень не добро нам приносит, а зло,
беспечность страшна — неприятель врасплох застает.
* * *
Неделю могу я прожить без еды и питья,
мне голод не страшен и думать не стану о нем.
* * * ■
Никто не посмеет мне дать подаянье в пути,
глодать буду камни и в землю вгрызаться зубами.
* * *
В опасности племя мое — я готов умереть, Враги угрожают — иду без боязни в сраженье.
4. До возникновения ислама араб, изгнанный или бежавший из своего племени, старался примк¬нуть к другому племени и обычно становился зависимым от его вождя человеком. Почему отдельные люди изгонялись или бежали из своего племени? Чем вы можете объяс¬нить стремление изгнанников примкнуть к дру¬гому племени?
5. Коран содержит ряд поучений и призывов к верующим: «Когда Бог и его посланник решают какое-либо дело, тогда верующий или верующая должны подчиниться, и кто воспротивится Богу и его посланнику, тот считается заблудшим»; «Повинуйтесь Аллаху и посланнику! А если от¬вернетесь... то ведь Аллах не любит неверных!»; «Повинуйтесь Аллаху, посланнику и обладателям власти среди вас».
Какие правила поведения проповедовал Коран среди мусульман? В чем смысл таких призывов? В чем здесь можно увидеть сходство с поучениями христианских религиозных книг?
6. В книгах арабских средневековых ученых —
толкователей Корана — приводились слова,
будто бы произнесенные Мухаммедом: «Приобре-
тение — религиозная обязанность каждого му-
сульманина», «Базары — накрытые столы Ал-
лаха; кто приходит туда, тот получает свою
долю».
Как в этих словах отразилось отношение неко¬торых толкователей Корана к накоплению бо¬гатств? Как мусульманину рекомендовали добы¬вать богатства?
6. В арабском сборнике рассказов «Занима¬тельные истории...» (X в.) описан такой случай. Однажды халифу доложили, что один старик-торговец сказал: «Некому заботиться об интере¬сах мусульман». Халиф прервал развлечения,
приказал привести к себе старика, допросил, по¬чему он произнес эти слова, и отпустил его. Когда приближенный выразил удивление его дей¬ствиями, халиф сказал: «Если простые люди ста¬нут произносить такие слова, они осмелеют, при¬выкнут к подобным речам и будут считать, что это вполне дозволено. А такие разговоры легко внушают народу недовольство властью и исламом и побуждают к бунту против правителя. В таких случаях лучше всего пресекать зло в самом зародыше».
Какие опасения высказал халиф? В чем он видел задачи своей власти? Объясните, почему вы так думаете.
Во второй половине XVIII происходить значительные перемены в государстве, особенно в правлении Екатерины II, которая является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование — одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Я считаю данную тему достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать правильный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.
В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали, прежде всего, идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье, Вольтер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Вели́кое кня́жество Лито́вское — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (бо́льшая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично, после 1561 года), Эстонии (частично, с 1561 по 1629 годы) и Молдавии (левобережная часть Приднестровья, до 1569 года).С 1340 года королевство Польша и Великое княжество Литовское воевали за галицко-волынское наследство. После смерти Ольгерда в 1377 году в Великом княжестве Литовском началась борьба за власть. Великим князем стал Ягайло Ольгердович, его братья Андрей Полоцкий и ДмитрийСтародубский и Трубчевский перешли на службу к Дмитрию Ивановичу Московскому, став его наместниками соответственно во Пскове и Переславле-Залесском, и участвовали в Куликовской битве в 1380 году на стороне Москвы. В октябре 1381 года Ягайло был свергнут с престола своим дядей Кейстутом. В мае-июне 1382 года против Кейстута произошло выступление Дмитрия-Корибута Ольгердовича, и уже в июле Ягайлу удалось вернуть власть при военной Тевтонского ордена. Кейстут был заключён в Кревский замок, где был задушен 15 августа 1382 года (24 августа главные силы Тохтамыша осадили Москву).
В 1384 году Ягайло, Скиргайло и Дмитрий-Корибут заключили с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским два предварительных договора, предусматривавшие, в том числе, брак Ягайла с дочерью Дмитрия Донского при условии подчинения литовского князя верховной власти князя московского и признания православия государственной религией Великого княжества Литовского, которые так и не были реализованы. Дмитрий Иванович Московский согласился на выплату дани Орде с подвластных земель в повышенном размере и отправил в Орду старшего сына Василия в качестве заложника.