1-источник Моисеев Джунгарское ханство и казахи XVI-XVIII вв. – Алма-Ата, 1991.
«В конце 17-начале 18 века казахские жузіні располагались на обширной территории от
Тобола и Иртыша на севере до Ташкента включительно на юге, от реки Эмиль на востоке до
Сырдари на западе,
Внутриполитическое и экономическое положение казахских жузов в это время было
устойчивым. Огромная заслуга в объединении казахским феодальных владений в единое
государственное образование, принадлежала Тауке (1680-1715) ... После смерти Тауке в
Казахсткам ханстве усилились центробежные тенденции к преемнику Тауке
становилось все труднее противостоять устремлениям ханод и султанов Единое ханство
вновь расталось на несколько рыхлых государственных образований..
Жан Тауке со своей стороны также мог привести не один пример джунгарских
нападения на казахские кочеве, торговые караваны и поселения. Поэтому совершенно пран
был и, я Зла ткин, когда писал, что у нас нет основании верить как в благородство и
бескорыстие Цэван Рабдана, так и Тауке. Несмоненно, чта оба жана имели основание
обвинять друг друга в поступках подобных тем, о которых писал джунгарский хан в письме
Сюань E (Канси). Война 1690 г. положила начало новой полосе вооруженных столкновения
между ойратскими и казахскими феодалами. Имеено с этого времени Джунгария стала
представлять главную опаснось, угрожающую независимости и самостоятельного
феодального Казахстана,
Несмотря на тяжелые горажения в войне с цинской империей, ойратские феодаліth
удержали за собой захваченные Батуром и Галданом Казахские земли в Семиречье.
«Калмаки, - писал Л. А. Гольденберг, - в конце XVIIв. были смежны с западной стороны с
народели с Казачьего оздою то Талаил и по Чуйскую рекам и через камень Улутаун.
2-источник
Важную роль в организации и развертывании в последующие годы освободительной
борьбы против ойратской агрессии сыграл хан Абулхаир, известный полководец и
государственный деятель крупного масштаба. Обладая талантом политика, дипломата и
находясь в сравнительно близких отношениях с правителями соседних стран, он в
значительной мере консолидации различных сил в казахском обществе,
подчиняя клановые и узкородовые интересы задачам сохранения единства трех жузов.
Абулхаир вначале безропотно признал верховенство Кайыпа прямого наследника
умер-шего Тауке, но вскоре пресек все даление Ханской власти между несколькими лицами,
что могло привести к интригами проискам с целью добиться главенствующего положения.
Таким образом, внутреннее и внешнеполитическое состояние казахского государства в
начале XVIII в. было непростым. Ситуация осложнялась нарастанием угроз со стороны ряда
сопредельных владений, прежде всего Джунгарского ханства. Его агрессивные действия во
многом обостряли менсдународные отношения в Центральной Азии. События,
произошедшие в политической жизни обширного региона в 20-е годы XVIII в., подтвердили
опасен ия дальновидных правителей Казахстана о том, что Степь может быть ввергнута в
пучину глубоких потрясений, которые ослабят на долгие годы устои казахского государства.
Документы о внутреннем положении Казахского ханства в начале XVIII в.
Еще при жизни хана Тауке, под конец его правления, среди киргизских
родоначальников взаимные несогласия и междоусобия. И этими внутренними смутами
не замедлили воспользоваться соседние народы. При жизни. Тауке и, вероятно, по
причине его старости были изсiраны в соправителік ему Каніп (Кайып), Абулхаир.
Разделение ханской власти между несколькими лицами могло привести к интригами
проискам с целью добиться первенствующего значения. Киргизы, подвластные хану
Абулхаиру в 1717 г., проникли в Казанскую губернию до Новошешлинска, взяли его и
разорилни, но были прогнаны со значительным уроном
Другой жиргизский хан Кайп, опасаясь, чтоб этот набег не был приписан ему, в 1717г.
послалт императору Петру і грамоту с предложениями вечного мира и согласия...
Крафт И. И. Принятие киргизами русского подданства //Известия Оренбургского отдела
Вопросы к источнику:
1. Какие ключевые слова можно выделить из текстов, что они означают?
2. Какую мысль хотели выразить авторы?
3. Какие доказательства приводят авторы для поддержки своих выводов?
4. Какие возникают предположения на основе этих доказательств?
5. Какие проблемы поднимаются в данных источниках?
1)
Ашока был первым выдающимся правителем Индии, который объединил под своей властью весь полуостров и распространил буддийскую веру на подвластных ему землях. Только самый юг Индии остался вне его власти. Благодаря деятельности Ашоки буддизм распространился практически по всей территории Индии, став религией конкурировать с индуизмом. Ашока боролся с кастовым расслоением общества, запрещал жертвоприношения. После его смерти многие из его завоеваний были отменены, но среди буддистов всего мира он известен как "Самрат Чакравартин" - идеальный царь, правитель, достойный наивысших почестей.
2)
помимо базовых знаний таких наук как, арифметика, письмо, физика, геометрия, для международной торговли требовались знания иностранных языков, географии, астрономии, навигации
Знание иностранных языков и География
мишель монтень основные идеи все свои взгляды и идеи мишель монтень изложил на страницах своего трактата «опыты». в целом это своего рода автохарактеристика и не является научным трактатом. в нем нет последовательности или плана. в «опытах» монтень рассуждает о боге и природе,
человеке и мире, политике и этике, но основный предмет труда – человек не в обобщенном значении, а сама личность автора. идеи мишеля монтеня в труде опыты в целом автор занимается самоанализом и неким самолюбованием. поэтому его трактат предназначен для узкого круга людей. главная идея, которая
способствует тому, что его изучают и ученые, это изложенные им педагогические идеи. в «опыте» мыслитель затрагивает тему интерактивного обучения. мишель монтень педагогические идеи которого значительного опередили свое время, был первым, в чьем труде находятся истоки зарождения интерактивного
обучения. в главе «о воспитании детей» он выдвинул идею целенаправленного развития и умственной активности детей при использовании методов, игр, форм и приемов стимулировании инициативы, организации обучения. монтень указывал, что от рождения ребенок первозданно чист и это чистоту постепенно
разъедает общество. поэтому в нем необходимо развивать свободу духа, склонность к самостоятельному мышлению, выработку активной жизненной позиции, свободу выбора и таких качеств, как сила воли, смелость, решительность. все это ребенку в будущем стать полезным для общества, достойным гражданином.
особое внимание следует уделить умственному развитию. учителя состоит в изложении разных учений, показать их сходства и различия, познакомить со всеми фактами, что способствуют работе и переосмысливанию информации. учитель должен стимулировать ученика к устному высказыванию, умению рассуждать и
давать свою оценку событиям и фактам. таким образом, монтень подчеркивал, что просто сухие знания не имеют никакой ценности, если их не применять в жизни. в этом вся суть интерактивного обучения. философ выступал за отмену устаревших и неэффективных средневековых способов, методов обучения. от них
ни учитель, ни ученик мудрее не станет. идеи интерактивного обучения монтеня: учитель должен предоставить ученику свободу выбора; сначала должен говорить ученик, а потом уже учитель; учитель должен требовать от ученика не только запоминания содержания урока, но и их суть; полученные знания нужно
применять на практике; нужно заставлять ученика думать и обдумывать; в голову ребенку ничего не надо вдалбливать; главный метод обучение — диалог