1. Используя легенду, пересказанную Квинтом Курцием Руфом, определите, чем занимались сакские племена. На какие основ-
ные группы делилось общество?
2. Что символизировало право проведения первой борозды вож-
дем?
3. Рассмотрите головной убор «Золотого человека». С чем ассо-
циировались составные части головного убора у саков?
4. Охарактеризуйте религиозные представления и мифологию
степняков.
саки-хаомаварга, «варящие хаому — дурманящий напиток», населявшие долину реки Мургаб (у Геродота и античных авторов — амюргии);
саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках» (в Бехистунской надписи Дария I[23]), проживавшие в предгорьях Тянь-Шаня (часто отождествляются с массагетами античных авторов); их восточноиранский язык сохранился в Хотанском оазисе до уйгурского вторжения в XI в.
саки-парадарайя, «которые за морем (за рекой)»
саки-парасугудам, «за Согдианой», которые проживали в бассейне Аральского моря в низовьях Сырдарьи и Амударьи.[24]
аримаспы, стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане. Некоторые названия сакских родов всё же сохранились в истории: массагеты, даи (дахи, даки, даги), апасиаки, парны, кангхи и другие.
исседоны
массагеты
В древнеперсидских источниках саков называли «могучими мужами», а иранские — «турами с быстрыми конями»[25]. В пехлевийских источниках под могучими мужами понимаются уже Белуджиские племена.[26] Благодаря сходству со скифами древнегреческие авторы называли саков «азиатскими скифами»[27].
Объяснение: