1.Дайте характеристику деятельности Ы. Алтынсарина.
2. Перечислите труды Машхура Жусипа посвященные народу.
3. Используя дополнительные материалы, расскажите о религиозных взглядах Майлыкожи Султанкожаулы.
4. Как Абай в своих произведениях определял место чувства и веры?
5. Заполните таблицу.
имя поэта или писателя / что уже знал / новое
1.Ы. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа.
2.В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, просвещения народа, свободы слова, права на труд[2]. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку[3]. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери»[3].
В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие.
5.Ы. Алтынсарин
Знал: Алтынсарин был известен как ученый-этнограф,поэт,публицист.
Новое: Алтынсарин пвбликовал сатьи по этнографии казахского народа.
3.
4.Сегодня на политическую мировую арену выходят религии и, в частности, религия ислама, под знаменем которой, к сожалению, происходят трагедии. В этой связи хочу обратиться к мыслям Абая о религии, к его пониманию веры и ее значения в жизни человека. Один из участников празднования юбилея философа пишет: «Это меня поразило больше всего — он говорит о религии, но не как мулла. Как человек, который глубоко религиозен, он знает и понимает необходимость для человека быть религиозным в своем нравственном поведении»2. Поэтому предлагаю осмыслить так называемые «религиозные уроки» Абая.
Но здесь необходимо учесть некоторые моменты — это расхождение ортодоксального понимания веры и понимание веры Абаем, а именно суфийский аспект его религиозного мировоззрения, синкретизм в понимании им таких понятий, как любовь, знание, вера и человек. Чтобы понять специфику религиозных взглядов философа в отличие от ортодоксальных, предлагаю вспомнить основные положения и догмы ислама.