1. Бородинское сражение произошло:
а) 26 августа 1812г. б) 8 ноября 1812г. в) 14 декабря 1812г.
2. Современниками были:
а) Александр 1 и Наполеон Бонапарт,
б) Александр 1 и Кромвель,
в) Пестель и Меньшиков.
3. Лишним в ряду является:
а) Багратион, б) Тормасов, в) Барклай де Толли, г) Д. Давыдов.
4. «Южное общество» декабристов возглавлял:
а) К. Ф. Рылеев; б) Н. М. Муравьев; в) П. И. Пестель.
5. С чьим именем связана подготовка «Свода законов Российской империи»:
а) М.М. Сперанский; б) граф П.Д. Кисилев; в) граф А. Х. Бенкендорф.
6. Крымская война была:
а) 1853-1856гг; б) 1877-1878гг; в) 1854-1855гг.
7. Какие 2 класса стали образовываться в ХIХ в
а) крестьянство и дворянство
б) буржуазия и пролетариат
в) мещанство и купечество
г) интеллигенция и казачество
8. Промышленный переворот в России начался
а) позже чем в странах Западной Европы
б) раньше чем в странах Западной Европы
в) одновременно со странами Западной Европы
г) раньше чем в США
9. Как называлась государственная идеология, разработанная С.С. Уваровым
а) теория «официальной народности»
б) теория гражданского права
в) теория разделения властей
10.В соответствии с положением 19.02.1861 года крестьяне получили личную свободу и:
а) получали землю за выкуп; б) землю получали безвозмездно;
в) получали право покупки земли по рыночной цене; г) получали право на аренду земли у помещиков.
11. Кто такие западники:
1) религиозная секта;
2) представители западноевропейских стран – инвесторов России;
3) сторонники развития России оп образцу западноевропейской цивилизации;
4) жители западных губернии Российской империи.
12. Установите соответствие:
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) А. П. Чехов А) композитор
2) И.П. Репин Б) архитектор
3) П. И. Чайковский В) писатель
4) М. О. Микешин Г) художник
13.Расположите события в хронологической последовательности:
1) Тильзитский мир; 2) Синопское сражение; 3) сражение на Шипке; 4) «хождение в народ»; 5) восстание декабристов; 6) создание группы «Земля и Воля»
14. Дайте определение следующим словам:
Либерализм -
Славянофилы –
Мануфактура -
Временнообязанные крестьяне –
15. Соединение русских армий под Смоленском, Тарутинский марш-маневр, сражение под Малоярославцем относятся к
1) Северной войне 1700—1721 гг.
2) Отечественной войне 1812 г.
3) Крымской войне 1853—1856 гг.
4) Первой мировой войне 1914—1918 гг.
ответ:Чокан Валиханов в во проведения судебной реформы занимал самостоятельную позицию. При всем его либерализме и демократизме, при согласии применительно к значительной части территории России с основными идеями реформы, отстаиваемыми представителями либерально-демократических кругов, основное внимание он уделял необходимости учета национальной специфики в ходе проведения реформ. При этом стремился по возможности скорректировать в целом прогрессивные реформы с учетом хорошо ему известных традиций, обычаев, условий жизни казахского народа. Для него главный приоритет — не интересы какой-то социальной группы, сословия, а интересы всей нации. «…Интересы целой нации, — писал он, — по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия’21. В этом смысле Чокан Валиханов — один из предшественников национально-освободительных идей начала XX в. в Казахстане, в том числе общего подхода к историческому политико-правовому развитию, к отстаиванию национальных интересов и видными идеологами национальной либерально-демократической партии «Алаш». Не случайно в национальной газете «Казах», в которой активное участие принимал А. Букейханов, в 1914 г. в ряде номеров (№ 71, 73, 76, 77) печатались материалы о Ч, Валиханове, а он трактовался как предшественник формирующегося идейного течения, позднее, в 1917 г., выкристаллизовавшегося в партию «Алаш»22. Идеям Чокан Валиханова о значении суда биев, его близости народу были созвучны и мысли Ахмета Байтурсынова, изложенные в газете «Казах» в статье «Еще раз о народном суде».
Передовые мыслители Казахстана второй половины XIX — первой трети XX вв. объективно, в первую очередь, в разных условиях, по-своему осмысливали и решали историческую сверхзадачу — максимального и всестороннего содействия обеспечению оптимального й безопасного перехода казахского народа от традиционного к нетрадиционному обществу, адаптации его к новой ступени исторического развития. Для решения этой сверхзадачи эпохи создавали условия и и народническая идеология в Казахстане во второй половине XIX — начале XX вв., и сложная по составу, с элементами национальной, либеральной и социалистической мысли идеология партии «Алаш» и ее лидеров в первой трети XX в. В этом смысле многие идеи Чокан Валиханова и идеи лидеров партии «Алаш» были подчинены решению глобальных, судьбоносных для народа исторических задач, связанных прежде всего с социально-экономической и культурной эволюцией народа и общества (одни осмысливали это еще на дальних подступах, другие — в ходе практического развития этих процессов). Определенный здравый консерватизм Чокан Валиханова и лидеров «Алаш» был формой предупреждения возможных негативных последствий неразумного произвола в политике и политической практике сначала царизма, затем советской бюрократии на крутых поворотах эволюции казахского общества и в этом смысле был полностью оправдан. Весьма показательна и идейная эволюция близкого друга Чокан Валиханова Г.Н. Потанина, близкого в 1917 г. и позже к партии «Алаш».
Предвестником победы был разгром войск крымского хана Девлет-Гирея под Тулой, который стремился сорвать этот поход.
Русское войско, осадившее Казань, насчитывало 150 тысяч воинов при 150 орудиях. Осада шла с применением передовой для своего времени военной техники: осадных орудий, боевых башен, минных подкопов. Шесть недель продолжалась осада. Воеводы, в ней отличившиеся, - князья Курбский, Воротынский, Горбатый-Шуйский. Исключительно велики были заслуги дьяка Ивана Григорьевича Выродкова. Талантливый инженер, построивший крепость Свияжск, он в двух километрах от Казани подготовил детали осадной башни и доставил их к городу, где она за одну ночь была собрана и вооружена 60 большими пищалями. Поставленная перед главными воротами крепости, эта пятнадцатиметровая башня (выше городских стен) вела огонь вдоль городских улиц.
Защитники Казани оборонялись с отчаянным упорством. Среди них были мусульманские воины из Астрахани, Крыма, даже из Турции и Ирана. На все предложения сдачи они отвечали отказом, даже после того, как взрывом мины был уничтожен городской водоисточник. Когда с артиллерийского огня и минных подкопов в стенах крепости удалось сделать несколько проломов, начался общий штурм. Это было 2 октября 1552 года. После кровопролитного боя на узких улицах города все было кончено. К вечеру русское войско овладело Казанью.