type cName = string[20]; RC = record position: byte; name: cName; nGold: byte; nSilver: byte; nBronze: byte; cTotal: byte end; tM = array[1..nMax, 1..2] of byte;
procedure Shell(var a: tM; n: integer); { Сортировка методом Шелла массива a[1..n, 1..2] по убыванию значений элементов второго столбца. } var i, j, step, t1, t2: integer;
begin step := n div 2; while step > 0 do begin for j := n - step downto 1 do begin i := j; while i <= n - step do begin if a[i, 2] < a[i + step, 2] then begin t1 := a[i, 1]; t2 := a[i, 2]; a[i, 1] := a[i + 1, 1]; a[i, 2] := a[i + 1, 2]; a[i + 1, 1] := t1; a[i + 1, 2] := t2 end; i := i + step end end; step := step div 2 end end;
{ Основная программа } var f: file of RC; a: tM; i, n: byte; s: cName; t: RC;
begin { Организуем ввод данных } Assign(f, 'Olympic.in'); Rewrite(f); n := 0; repeat Writeln('Введите наименование команды или * для окончания ввода'); Readln(s); if s[1] <> '*' then begin n := n + 1; Write('Количество медалей: золото, серебро, бронза: '); Readln(t.nGold, t.nSilver, t.nBronze); t.position := n; t.name := s; t.cTotal := t.nGold * cGold + t.nSilver * cSilver + t.nBronze * cBronze; Write(f, t); a[n, 1] := t.position; a[n, 2] := t.cTotal end until s[1] = '*'; Reset(f); { Выполняем сортировку заполненного массива a, определяя положение записей в файле } Shell(a, n); { Выводим результаты, используя прямой доступ к файлу } Writeln('Результаты олимпиады'); for i := 1 to n do begin seek(f, a[i, 1] - 1); Read(f, t); Writeln(i, ': ', t.name, '(', t.nGold, ' зол, ', t.nSilver, ' сер, ', t.nBronze, ' бронз), очков- ', t.cTotal) end; Close(f); end.
Тестовое решение: Введите наименование команды или * для окончания ввода Веселые медузы Количество медалей: золото, серебро, бронза: 4 6 10 Введите наименование команды или * для окончания ввода Юные сурки Количество медалей: золото, серебро, бронза: 2 0 5 Введите наименование команды или * для окончания ввода Черепашки-ниндзя Количество медалей: золото, серебро, бронза: 3 7 11 Введите наименование команды или * для окончания ввода * Результаты олимпиады 1: Черепашки-ниндзя(3 зол, 7 сер, 11 бронз), очков- 118 2: Веселые медузы(4 зол, 6 сер, 10 бронз), очков- 114 3: Юные сурки(2 зол, 0 сер, 5 бронз), очков- 39
1) Один байт = 8 бит, максимальное число 2^8 - 1 = 255, если числа без знака. Для знаковых чисел старший бит отводится под знак числа, следовательно, минимальное число = - 2^7 - 1 = - 127, максимальное число = + 127 2) Число 1607, ячейка двухбайтовая, один бит под знак, следовательно, под число отводится 15 бит, в двоичном представлении 1607(10) = 11001000111(2), дополняем до 16 бит, старший бит - знаковый - нулевой, так как число положительное = 0000011001000111(2) - это двоичное представление в двухбайтовой ячейке, чтобы получить шестнадцатиричное представление, разбиваем число справа - налево по 4 бита 0000 0110 0100 0111 и записываем в шестнадцатиричном виде 0111(2) = 7(16) 0100(2) = 4(16) 0110(2) =6(16) 0000(2) = 0(16) 1607(16) = 0647(16) или без старшего не значащего нуля = 647(16) 3) для получения дополнительного кода числа, находят обратное число, или инверсию числа, для этого каждый бит числа изменяют на противоположный, 1 на 0, 0 на 1 105(10) = 1101001(2) - это и есть дополнительный код числа - 105, т.е. дополнительным кодом числа (- а) будет число а. Найдем дополнительный код в однобайтовой ячейке числа 105(10) = 01101001(2), а) находим обратное 01101001(2) ->(обратное) ->10010110(2) б) дополнительный код-> обратный код + 1 ->(дополнительный)->10010111(2), а это число - 105 потому, что отрицательные числа представляются в дополнительном коде. Если для числа - 105 найти дополнительный код, то получим число 105 10010111(2)->(дополнительный)->01101000+1->01101001 = 69(16) = 16*6+9 = 96+9 = 105
const
nMax = 50; { максимум 50 команд }
cGold = 7;
cSilver = 6;
cBronze = 5;
type
cName = string[20];
RC = record
position: byte;
name: cName;
nGold: byte;
nSilver: byte;
nBronze: byte;
cTotal: byte
end;
tM = array[1..nMax, 1..2] of byte;
procedure Shell(var a: tM; n: integer);
{ Сортировка методом Шелла массива a[1..n, 1..2]
по убыванию значений элементов второго столбца. }
var
i, j, step, t1, t2: integer;
begin
step := n div 2;
while step > 0 do
begin
for j := n - step downto 1 do
begin
i := j;
while i <= n - step do
begin
if a[i, 2] < a[i + step, 2] then
begin
t1 := a[i, 1]; t2 := a[i, 2];
a[i, 1] := a[i + 1, 1]; a[i, 2] := a[i + 1, 2];
a[i + 1, 1] := t1; a[i + 1, 2] := t2
end;
i := i + step
end
end;
step := step div 2
end
end;
{ Основная программа }
var
f: file of RC;
a: tM;
i, n: byte;
s: cName;
t: RC;
begin
{ Организуем ввод данных }
Assign(f, 'Olympic.in');
Rewrite(f);
n := 0;
repeat
Writeln('Введите наименование команды или * для окончания ввода');
Readln(s);
if s[1] <> '*' then
begin
n := n + 1;
Write('Количество медалей: золото, серебро, бронза: ');
Readln(t.nGold, t.nSilver, t.nBronze);
t.position := n;
t.name := s;
t.cTotal := t.nGold * cGold + t.nSilver * cSilver + t.nBronze * cBronze;
Write(f, t);
a[n, 1] := t.position; a[n, 2] := t.cTotal
end
until s[1] = '*';
Reset(f);
{ Выполняем сортировку заполненного массива a,
определяя положение записей в файле }
Shell(a, n);
{ Выводим результаты, используя прямой доступ к файлу }
Writeln('Результаты олимпиады');
for i := 1 to n do
begin
seek(f, a[i, 1] - 1);
Read(f, t);
Writeln(i, ': ', t.name, '(', t.nGold, ' зол, ', t.nSilver, ' сер, ',
t.nBronze, ' бронз), очков- ', t.cTotal)
end;
Close(f);
end.
Тестовое решение:
Введите наименование команды или * для окончания ввода
Веселые медузы
Количество медалей: золото, серебро, бронза: 4 6 10
Введите наименование команды или * для окончания ввода
Юные сурки
Количество медалей: золото, серебро, бронза: 2 0 5
Введите наименование команды или * для окончания ввода
Черепашки-ниндзя
Количество медалей: золото, серебро, бронза: 3 7 11
Введите наименование команды или * для окончания ввода
*
Результаты олимпиады
1: Черепашки-ниндзя(3 зол, 7 сер, 11 бронз), очков- 118
2: Веселые медузы(4 зол, 6 сер, 10 бронз), очков- 114
3: Юные сурки(2 зол, 0 сер, 5 бронз), очков- 39
= - 127, максимальное число = + 127
2) Число 1607, ячейка двухбайтовая, один бит под знак, следовательно, под число отводится 15 бит, в двоичном представлении 1607(10) = 11001000111(2), дополняем до 16 бит, старший бит - знаковый - нулевой, так как число положительное
= 0000011001000111(2) - это двоичное представление в двухбайтовой ячейке, чтобы получить шестнадцатиричное представление, разбиваем число справа - налево по 4 бита
0000 0110 0100 0111 и записываем в шестнадцатиричном виде
0111(2) = 7(16) 0100(2) = 4(16) 0110(2) =6(16) 0000(2) = 0(16)
1607(16) = 0647(16) или без старшего не значащего нуля = 647(16)
3) для получения дополнительного кода числа, находят обратное число, или инверсию числа,
для этого каждый бит числа изменяют на противоположный, 1 на 0, 0 на 1
105(10) = 1101001(2) - это и есть дополнительный код числа - 105, т.е. дополнительным кодом
числа (- а) будет число а.
Найдем дополнительный код в однобайтовой ячейке числа 105(10) = 01101001(2),
а) находим обратное 01101001(2) ->(обратное) ->10010110(2)
б) дополнительный код-> обратный код + 1 ->(дополнительный)->10010111(2), а это число - 105
потому, что отрицательные числа представляются в дополнительном коде.
Если для числа - 105 найти дополнительный код, то получим число 105
10010111(2)->(дополнительный)->01101000+1->01101001 = 69(16) = 16*6+9 = 96+9 = 105