Необходимо покрасить стены кухни. сколько потребуется банок коаски если исвестно что: размеры кузни 405×310×285см2, 88% площади стен занимает кафельная плитка, 1 банка краски предназначена для покраски площади 5м2
procedure cube(a,b,c,d,e:real); Var p,q,delta,phi,i:real; y:array[1..3] of real; begin p:=(3*a*c-sqr(b))/(3*sqr(a)); q:=(2*power(b,3)-9*a*b*c+27*sqr(a)*d)/(27*power(a,3)); delta:=power(q/2,2)+power(p/3,3); if delta<0 then begin if q<0 then phi:=arctan(sqrt(-delta)/(-q/2)); if q>0 then phi:=arctan(sqrt(-delta)/(-q/2))+pi; if q=0 then phi:=pi/2; y[1]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3); y[2]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3+(2*pi)/3); y[3]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3+(4*pi)/3); var x:=seq(y[1]-b/(3*a),y[2]-b/(3*a),y[3]-b/(3*a)); write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count); end; if delta>0 then begin var arsom:=range(0,1000).Where(x->(a*power(x,3)+b*x*x+c*x+d)/(x-e)=0); write(arsom.Count); {Мы не виноваты, Паскаль не может в комплексные числа} end; if delta=0 then begin y[1]:=2*power(-q/2,1/3); y[2]:=-power(-q/2,1/3); var x:=seq(y[1]-b/(3*a),y[2]-b/(3*a)); write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count); end; end;
procedure square(a,b,c,e:real); Var d:real; begin d:=sqr(b)-4*a*c; if d<0 then writeln('0'); if d>0 then begin var x:=arr((-b+sqrt(d))/(2*a),(-b-sqrt(d))/(2*a)); write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count); end; if d=0 then begin var x:=arr(-b/(2*a)); write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count); end; end;
procedure common(a,b,e:real); begin var x:=arr(-b/a); write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count); end;
procedure awfulvar(e:real); begin if (e>=0) and (e<=1000) then writeln('1000') else writeln('1001'); end;
procedure otherawfulvar(e:real); begin if e<>0 then writeln('1') else writeln('0'); end;
begin read(a,b,c,d,e); if (a<>0) and (b<>0) then cube(a,b,c,d,e); if (a=0) and (b<>0) then square(b,c,d,e); if (a=0) and (b=0) and (c<>0) and (d<>0) then common(c,d,e); if (a=0) and (b=0) and (c=0) and (d=0) then awfulvar(e); if (a=0) and (b=0) and (c<>0) and (d=0) then otherawfulvar(e); if (a=0) and (b=0) and (c=0) and (d<>0) then writeln('0'); end.
1. 16-битная арифметика со знаком предполагает, что самый левый бит используется для хранения знака. Отрицательные числа хранятся в дополнительном коде. При этом диапазон представления данных составляет -32768..32767. 32760+9 можно записать как 32767+2. Это позволит избежать перевода 32760 в двоичную систему счисления, а 32767 - это 15 двоичных единиц. В знаковом разряде, конечно же, ноль. После сложения в знаковом разряде появляется единица, что означает наличие отрицательного числа в дополнительном коде. Знаковый разряд мы не трогаем, а остальные инвертируем и арифметически прибавляем к полученному числу единицу. Тем самым переходим к прямому коду, который переводим в десятичную систему представления. И результат, конечно, же, будет со знаком минус, т.е. -32767. Вот к чему приводит переполнение разрядной сетки в целочисленной арифметике. Кстати, аппаратно оно не обнаруживается, поскольку криминала нет - просто +1 переходит в самый старший (левый) разряд. "Железо" ведь не знает, сколько разрядов мы отвели под представление чисел и как биты нужно рассматривать! Соответствующая картинка находится в первом вложении.
2. В восьмибитной арифметике все происходит аналогично. 127 представляется знаковым нулем и семью единицами в остальных разрядах, т.е. 01111111₂. Тройка - это 0..011₂ Складываем и получаем 10000010₂. Опять знаковый разряд единичный, инвертируем остальные: 11111101. А теперь прибавляем единицу и получаем 11111110₂. Числу 1111110₂ (знаковый разряд мы не учитываем) соответствует 126₁₀, а с учетом знака окончательно получаем -126.
3. Тут немного больше нужно повозиться. Арифметика снова 16-битная, диапазон представления чисел -32768..32767. Выпишем факториалы в пределах этого диапазона и одно значение вне его. 1!=1, 2!=2, 3!=6, 4!=24, 5"=120, 6!=720, 7!=5040, 8!=40320. Делаем вывод, что максимальное значение факториала можно вычислить для n=7 и n!=5040. Тогда n+1=8 и при его вычислении у нас возникнет арифметическое переполнение. Переведем число 5040 в двоичную систему и умножим его на 8, поскольку 8! = 7! × 8. Поскольку 8 = 2³, то умножение на 8 в двоичной системе равносильно сдвигу числа влево на три разряда. Подробности приведены на рисунке во втором вложении. Мы получим "странный" результат: 8! = -25216.
//Pascal ABC.NET 3.1 сборка 1256
Var
a,b,c,d,e:real;
procedure cube(a,b,c,d,e:real);
Var
p,q,delta,phi,i:real;
y:array[1..3] of real;
begin
p:=(3*a*c-sqr(b))/(3*sqr(a));
q:=(2*power(b,3)-9*a*b*c+27*sqr(a)*d)/(27*power(a,3));
delta:=power(q/2,2)+power(p/3,3);
if delta<0 then
begin
if q<0 then
phi:=arctan(sqrt(-delta)/(-q/2));
if q>0 then
phi:=arctan(sqrt(-delta)/(-q/2))+pi;
if q=0 then
phi:=pi/2;
y[1]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3);
y[2]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3+(2*pi)/3);
y[3]:=2*sqrt(-p/3)*cos(phi/3+(4*pi)/3);
var x:=seq(y[1]-b/(3*a),y[2]-b/(3*a),y[3]-b/(3*a));
write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count);
end;
if delta>0 then
begin
var arsom:=range(0,1000).Where(x->(a*power(x,3)+b*x*x+c*x+d)/(x-e)=0);
write(arsom.Count);
{Мы не виноваты, Паскаль не может в комплексные числа}
end;
if delta=0 then
begin
y[1]:=2*power(-q/2,1/3);
y[2]:=-power(-q/2,1/3);
var x:=seq(y[1]-b/(3*a),y[2]-b/(3*a));
write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count);
end;
end;
procedure square(a,b,c,e:real);
Var
d:real;
begin
d:=sqr(b)-4*a*c;
if d<0 then writeln('0');
if d>0 then
begin
var x:=arr((-b+sqrt(d))/(2*a),(-b-sqrt(d))/(2*a));
write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count);
end;
if d=0 then
begin
var x:=arr(-b/(2*a));
write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count);
end;
end;
procedure common(a,b,e:real);
begin
var x:=arr(-b/a);
write(x.where(x -> x<>e).where(x -> frac(x)=0).where(x -> x>=0).Where(x -> x<=1000).Distinct.Count);
end;
procedure awfulvar(e:real);
begin
if (e>=0) and (e<=1000) then writeln('1000') else writeln('1001');
end;
procedure otherawfulvar(e:real);
begin
if e<>0 then writeln('1') else writeln('0');
end;
begin
read(a,b,c,d,e);
if (a<>0) and (b<>0) then cube(a,b,c,d,e);
if (a=0) and (b<>0) then square(b,c,d,e);
if (a=0) and (b=0) and (c<>0) and (d<>0) then common(c,d,e);
if (a=0) and (b=0) and (c=0) and (d=0) then awfulvar(e);
if (a=0) and (b=0) and (c<>0) and (d=0) then otherawfulvar(e);
if (a=0) and (b=0) and (c=0) and (d<>0) then writeln('0');
end.
Пример ввода:
1
1
1
1
1
Пример вывода:
0
32760+9 можно записать как 32767+2. Это позволит избежать перевода 32760 в двоичную систему счисления, а 32767 - это 15 двоичных единиц. В знаковом разряде, конечно же, ноль.
После сложения в знаковом разряде появляется единица, что означает наличие отрицательного числа в дополнительном коде. Знаковый разряд мы не трогаем, а остальные инвертируем и арифметически прибавляем к полученному числу единицу. Тем самым переходим к прямому коду, который переводим в десятичную систему представления. И результат, конечно, же, будет со знаком минус, т.е. -32767. Вот к чему приводит переполнение разрядной сетки в целочисленной арифметике. Кстати, аппаратно оно не обнаруживается, поскольку криминала нет - просто +1 переходит в самый старший (левый) разряд. "Железо" ведь не знает, сколько разрядов мы отвели под представление чисел и как биты нужно рассматривать! Соответствующая картинка находится в первом вложении.
2. В восьмибитной арифметике все происходит аналогично. 127 представляется знаковым нулем и семью единицами в остальных разрядах, т.е. 01111111₂. Тройка - это 0..011₂
Складываем и получаем 10000010₂. Опять знаковый разряд единичный, инвертируем остальные: 11111101. А теперь прибавляем единицу и получаем 11111110₂. Числу 1111110₂ (знаковый разряд мы не учитываем) соответствует 126₁₀, а с учетом знака окончательно получаем -126.
3. Тут немного больше нужно повозиться. Арифметика снова 16-битная, диапазон представления чисел -32768..32767.
Выпишем факториалы в пределах этого диапазона и одно значение вне его. 1!=1, 2!=2, 3!=6, 4!=24, 5"=120, 6!=720, 7!=5040, 8!=40320.
Делаем вывод, что максимальное значение факториала можно вычислить для n=7 и n!=5040. Тогда n+1=8 и при его вычислении у нас возникнет арифметическое переполнение. Переведем число 5040 в двоичную систему и умножим его на 8, поскольку 8! = 7! × 8. Поскольку 8 = 2³, то умножение на 8 в двоичной системе равносильно сдвигу числа влево на три разряда. Подробности приведены на рисунке во втором вложении. Мы получим "странный" результат: 8! = -25216.