ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ - понятие, которое отображает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие - подчинённое понятие, входящее в состав др., более общего понятия, которое называется родовым. Так, понятие «человек» - видовое понятие по отношению к понятию «млекопитающее», которое является родовым по отношению к понятию «человек». Всем объектам, отображённым в видовом понятии, присущи все признаки родового понятия, но вместе с тем им присущи свои видовые признаки, отличающие их от объектов др. видов, входящих в данное родовое понятие.
Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 декабря (25 декабря по новому стилю) 1859 года в семье художника-литографа Алексея Александровича Касаткина. С 1891 года был членом «Товарищества передвижников». В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 годах посетил Донбасс.
Почтовая марка СССР, 1956 г.В 1894—1917 годах Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в своё издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, «Великой реформы» — юбилейного издания, посвящённого пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы и др. После Октябрьской революции Касаткину первому было присуждено почётное звание народного художника Республики (1923). Он вошел в новосозданную АХРР («Ассоциация художников революционной России», художественное объединение, самое многочисленное и мощное из российских творческих группировок 1920-х годов). В 1924 году был командирован в Англию, чтобы запечатлеть социальную борьбу тамошнего пролетариата. В целом же попытки сделать из него «Горького советской живописи» оказались несостоятельными в силу явной несоизмеримости талантов. Лучше всего в поздний период ему удавались отдельные яркие портреты-типажи («За учебу. Пионерка с книгами» 1926, Музей революции). 17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Сигида» («Карийская трагедия»), в которой отображена трагедия главной героини Надежды Сигиды (Малаксиано), Касаткин скоропостижно скончался. Похоронен в Москве. Ученики: Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и другие.
С 1891 года был членом «Товарищества передвижников».
В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 годах посетил Донбасс.
Почтовая марка СССР, 1956 г.В 1894—1917 годах Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в своё издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, «Великой реформы» — юбилейного издания, посвящённого пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы и др.
После Октябрьской революции Касаткину первому было присуждено почётное звание народного художника Республики (1923). Он вошел в новосозданную АХРР («Ассоциация художников революционной России», художественное объединение, самое многочисленное и мощное из российских творческих группировок 1920-х годов). В 1924 году был командирован в Англию, чтобы запечатлеть социальную борьбу тамошнего пролетариата. В целом же попытки сделать из него «Горького советской живописи» оказались несостоятельными в силу явной несоизмеримости талантов. Лучше всего в поздний период ему удавались отдельные яркие портреты-типажи («За учебу. Пионерка с книгами» 1926, Музей революции).
17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Сигида» («Карийская трагедия»), в которой отображена трагедия главной героини Надежды Сигиды (Малаксиано), Касаткин скоропостижно скончался. Похоронен в Москве.
Ученики: Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и другие.