Все модели можно разбить на два больших класса: модели предметные (материальные) и модели информационные. Предметные модели воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объектов в материальной форме (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружений и др.) . Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. Образные модели (рисунки, фотографии и др. ) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) . Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науке, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.) . Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем) . Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) , формулы (например, второго закона Ньютона F=m·a), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее. Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и на протяжении своей истории человечество использовало различные и инструменты для создания информационных моделей. Эти постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.
Образные модели (рисунки, фотографии и др. ) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.) . Широко используются образные информационные модели в образовании (вспомните учебные плакаты по различным предметам) и науке, где требуется классификация объектов по их внешним признакам (в ботанике, биологии, палеонтологии и др.) .
Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем) . Знаковая информационная модель может быть представлена в форме текста (например, программы на языке программирования) , формулы (например, второго закона Ньютона F=m·a), таблицы (например, периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева) и так далее.
Иногда при построении знаковых информационных моделей используются одновременно несколько различных языков. Примерами таких моделей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно как язык графических элементов, так и на протяжении своей истории человечество использовало различные и инструменты для создания информационных моделей. Эти постоянно совершенствовались. Так, первые информационные модели создавались в форме наскальных рисунков, в настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.
program rome_arabic;
Uses crt;
Const
{римские цифры}
RomeDigits:string='IVXLCDM';
{числа - соответствующие римским цифрам}
ArabicNumbers:array [1..7] of integer =
(1, 5, 10, 50, 100, 500, 1000);
(*
Функция определения правильности ввода арабского числа
*)
function IsArabic(s:string):boolean;
var i,t,c:integer;
begin
IsArabic:=true;
for i:=1 to length(s) do
if not(s[i] in ['0'..'9'])then
begin
IsArabic:=false;
exit;
end;
val(s,t,c);
if (c<>0)or(t<1) then
begin
IsArabic:=false;
exit;
end;
end;
(*
Функция перевода арабского числа в римское
*)
function ArabicToRome (s: string): string;
var
i,n,c: integer;
res: string;
begin
val(s,n,c);
res:='';
i:=7; {Проверяем от больших чисел к меньшим}
while n>0 do
begin
{находим следующее число - из которого будем формировать римскую цифру}
while ArabicNumbers[i]>n do i:=i-1;
res:=res+RomeDigits[i];
n:=n-ArabicNumbers[i];
end;
ArabicToRome := res;
end;
(*
Функция определения правильности ввода римского числа
*)
function IsRome(s:string):boolean;
var i:integer;
begin
IsRome:=true;
if s='' then
begin
IsRome:=false;
exit;
end;
for i:=1 to length(s) do
if not (s[i] in ['I', 'V', 'X', 'L', 'C', 'D', 'M']) then
begin
IsRome:=false;
break;
end;
end;
(*
Функция перевода римского числа в арабское
*)
function RomeToArabic (s: string): integer;
var
b:array[1..100] of integer;
i,j:integer;
res:integer;
begin
for i:=1 to length(s) do
begin
if s[i]='I' then b[i]:=1;
if s[i]='V' then b[i]:=5;
if s[i]='X' then b[i]:=10;
if s[i]='L' then b[i]:=50;
if s[i]='C' then b[i]:=100;
if s[i]='D' then b[i]:=500;
if s[i]='M' then b[i]:=1000;
end;
res:=b[1];{массив локальная переменная и
сравнение первого элемента с нулевым искажает число,
почему-то считает, что b[0]=1 и автоматом вычитает 2}
for i:=2 to length(s) do
begin
res:=res+b[i];
if b[i-1]<b[i] then res:=res-2*b[i-1]{вот здесь}
end;
RomeToArabic:=res;
end;
{Основная программа}
var
arabic: string; {арабское число}
rome: string; {римское число}
ask: char; {режим перевода чисел}
begin
clrscr;
writeln('Программа переводит римское число в арабское или арабское в римское');
repeat
clrscr;
writeln('Выберите режим перевода:');
writeln('1 - римское число в арабское');
writeln('2 - арабское число в римское');
writeln('другое - выход');
ask:=readkey;
case ask of
'1': begin {Римское в арабское}
write('Введите римское число: ');
readln(rome);
if IsRome(rome) then
writeln('Арабское число = ',RomeToArabic(rome))
else writeln('В римской записи числа допущены ошибки! Перевод не возможен!');
writeln('Press Enter...');
readln
end;
'2':begin {арабское в римское}
write('Введите арабское число: ');
readln(arabic);
if IsArabic(arabic) then
writeln('Римская запись = ',ArabicToRome(arabic))
else writeln('В арабской записи числа допущены ошибки! Перевод не возможен!');
writeln('Press Enter...');
readln
end;
else exit;
end;
until not(ask in ['1','2']);
end.