Треугольник АВС - угол В=90°, АС-гипотенуза. Вписанная окружность с центром О касается в точке К гипотенузы АС, в точке Н катета ВС и в точке М катета АВ, радиусы ОК=ОН=ОМ. АК:КС=3:10 и ВО=√8. Решение: Применим свойства касательной к окружности: 1. Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания, т.е.ОМ⊥АВ, ОН⊥ВС, ОК⊥АС. Получается, что ВМОН - квадрат с диагональю ВО, тогда сторона квадрата ВМ=ВН=ОМ=ОН=ВО/√2=√8/√2=√4=2. 2. Отрезки касательных, проведенных из одной точки, равны. Если обозначим длину гипотенузы через 13х, то получается АМ=АК=3х, СК=СН=10х, ВМ=ВН=2. Тогда АВ=АМ+ВМ=3х+2, ВС=ВН+СН=10х+2 По т.Пифагора АС²=АВ²+ВС² (13х)²=(3х+2)²+(10х+2)² 169х²=9х²+12х+4+100х²+40х+4 60х²-52х-8=0 15х²-13х-2=0 D=169+120=289=17² х=(13+17)/30=1 Значит стороны треугольника АВ=5, ВС=12, АС=13 Площадь треугольника S=АВ*ВС/2=5*12/2=30
Долго писала! ) на уроке мы прочитали рассказ виктора петровича астафьева: "васюткино озеро". главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. васютка родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. и к тринадцати он уже многое знал и умел. отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. в жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. в такое положение попал и мальчик васютка — как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. деревья, деревья, под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. а в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. в тайге он сумел выжить тем навыкам, которые сам знал и тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. конечно, ему было страшно одному в тайге. однако главный герой рассказа в. п. астафьева «васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. вдумчиво, не суетясь шел васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась. героя рассказа виктора астафьева "васюткино озеро" спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. а главное - желание выжить во что бы то ни стало. "тайга хлипких не любит,"-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. самообладание и практические знания о тайге заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, васютка не давал себе пасть духом. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. и вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею. следуя по течению, васютке удалось выйти к енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, найденное васюткой, впоследствии назвали его именем. с тех пор так и повелось. а вскоре это название появилось на карте. среди голубых пятнышек в низовьях енисея есть и то, которое называют васюткиным озером. это озеро не отыщешь на карте. небольшое оно. небольшое, зато памятное для васютки. ещё бы! мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки - озеро, названное его именем! я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут или помешать остаться человеком. я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. озеро, названное васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика .
Вписанная окружность с центром О касается в точке К гипотенузы АС, в точке Н катета ВС и в точке М катета АВ, радиусы ОК=ОН=ОМ.
АК:КС=3:10 и ВО=√8.
Решение: Применим свойства касательной к окружности:
1. Касательная к окружности перпендикулярна радиусу, проведенному в точку касания, т.е.ОМ⊥АВ, ОН⊥ВС, ОК⊥АС. Получается, что ВМОН - квадрат с диагональю ВО, тогда сторона квадрата ВМ=ВН=ОМ=ОН=ВО/√2=√8/√2=√4=2.
2. Отрезки касательных, проведенных из одной точки, равны. Если обозначим длину гипотенузы через 13х, то получается АМ=АК=3х, СК=СН=10х, ВМ=ВН=2.
Тогда АВ=АМ+ВМ=3х+2,
ВС=ВН+СН=10х+2
По т.Пифагора АС²=АВ²+ВС²
(13х)²=(3х+2)²+(10х+2)²
169х²=9х²+12х+4+100х²+40х+4
60х²-52х-8=0
15х²-13х-2=0
D=169+120=289=17²
х=(13+17)/30=1
Значит стороны треугольника АВ=5, ВС=12, АС=13
Площадь треугольника S=АВ*ВС/2=5*12/2=30