БИОЛОГИЯ: Лабораторная работа N 4 ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ У РАСТЕНИЙ И ЖИвотных, ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ Цель: научиться исследовать модификационную изменчивость у цветковых растений. Оборудование:30 экземпляров листьев одного расте-ния(семена фасоли), линейка, комнатные растения с листьями. Ход работы 1-4й уровни (1- ) 1. Рассмотрите листья одного вида растений, сравните их и измерьте их длину (вариант 1) и ширину (вариант 2).2 Найдите размах модификационной изменчивости (нор-му реакции) по каждому признаку (длина и ширина листьев) и запишите максимальное и минимальное значение парамет-ра (V) для каждого из них. 3.Составьте вариационные ряды: в верхней строке запи-шите ряд чисел параметра признака (V), отражающих после-довательное изменение признака (длины и ширины листьев), а в нижней-второй ряд чисел (Р), показывающих частоту встречаемости признака (число листьев с одинаковой длиной и шириной) 4.Составьте вариационную кривую - график зависимости между изменением признака параметра (V) и частотой его встре-чаемости (Р). 5.Определите среднее значение признака (длины и ши-рины листьев). Отчет о выполнении лабораторной работы по изучению изменчивости у растений 1-й уровень (1- ) Оформите записи варианты. V: 2-й уровень (3- )Составьте вариационный ряд V длина или ширина) Р количество Экземпляров MI MA 3-й уровень (5—- )Составьте вариационную кривую. 4-й уровень (7— )Определите среднюю величину признака по формуле: М- 2(V- Р)п, где V- параметры признака; Р частота встречаемости: п общее число вариант:2-сумма. 5-й уровень (9- ) ответьте на один из во бъясните, почему на птицефабрике световой день у кур-несущек искусственно продлевается до 20 ч, а у петуш-ков-бройлеров-до 6ч. 2 Если примулу, которая в обычных условиях имеет крас-ные цветки, перенести в оранжерею с температурой 30-35°С и повышенной влажностью, новые цветки на этом растении будут уже белыми. Если это растение вернуть в условия низ-кой температуры (15-20 °C), то оно вновь начинает цвести красными цветками. Чем это можно объяснить? 3.Смоделируйте и проведите эксперимент, доказывающий что закономерности модификационной изменчивости харак-терны и для человека.
a) Параллельные отсекают от угла подобные треугольники.
Отношение площадей подобных фигур равно квадрату коэффициента подобия.
MBN~ABC, MN/AC=1/2, S(MBN)= 1/4 S(ABC)
EBF~ABC, EB/AB=1/3, S(EBF)= 1/9 S(ABC)
S(MEFN) =S(MBN)-S(EBF) =(1/4 -1/9)S(ABC) =5/36 S(ABC)
б) Площади треугольников с равным углом относятся как произведения прилежащих сторон.
S(DBK)/S(ABC) =DB*BK/AB*BC =DB/AB *BK/BC =1/3 *4/7 =4/21
S(KCM)/S(BCA) =KC*CM/BC*CA =3/7 *1/4 =3/28
S(MAD)/S(CAB) =MA*AD/CA*AB =3/4 *2/3 =1/2
S(DKM) =S(ABC)-S(DBK)-S(KCM)-S(MAD) =
(1 -4/21 -3/28 -1/2)S(ABC) =(84-16-9-42)/84 *S(ABC) =17/84 S(ABC)
Значит, РС+AD=2·15
РС+25=30
РС=5
ВС=ВР+РС
25=ВР+5
ВР=25-5=20
∠PAD=∠BPA - внутренние накрест лежащие при параллельных ВС и AD и секущей АР.
∠ВАР=∠РАD - биссектриса АР делит угол А пополам.
Значит ∠BPA =∠ВАР и треугольник АВР - равнобедренный АВ=ВР=20
Противоположные стороны параллелограмма равны CD=AB=20
Из треугольника АСD по теореме косинусов:
АС²=AD²+DC²-2·AD·DC·cos ∠D
(5√46)²=25²+20²-2·25·20·cos ∠D
1150=625+400-1000·cos ∠D
cos ∠D =-0,125
Противоположные углы параллелограмма равны
∠В=∠D
Из треугольника АBP по теореме косинусов:
АP²=AB²+BP²-2·AB·BP·cos ∠B
АP²=20²+20²-2·20·20·(-0,125)
АP²=400+400+100
АP²=900
AP=30
Р( трапеции АРСD)= АР+РС+СD+AD=30+5+20+25=80
ответ. Р=80