Тестування з теми: «Ландшафти. Природокористування» Варіант – 2
I рівень. Завдання з однією правильною відповіддю
1. Найбільшу площу серед природних зон в Україні займає:
А) зона мішаних лісів;
Б) лісостепова;
В) зона широколистих лісів;
Г) степова.
2. Для якої природної зони характерна середня температура повітря у липні від +17°С (на півночі) до +19°С (на півдні):
А) мішаних лісів;
Б) широколистих лісів;
В) лісостепу;
Г) степу.
3. До зональних ПТК належать:
А) фізико-географічні країни;
Б) фізико-географічні провінції (краї);
В) географічні пояси;
Г) фізико-географічні області.
4. Максимальна глибина Чорного моря становить:
А) 1197 м;
Б) 2245 м;
В) 1018 м;
Г) 552 м.
5. Які ґрунти в зоні лісостепу?
А) дерново-підзолисті;
Б) сірі лісові;
В) чорноземи типові і опідзолені;
Г) чорноземи звичайні і південні.
6. Межа Мішаних лісів і Лісостепу приблизно проходить через міста:
А) Луцьк – Львів – Хмельницький – Київ – Ніжин – Глухів;
Б) Рівне – Хмельницький – Київ – Суми;
В) Володимир-Волинський – Рівне – Житомир – Київ – Глухів;
Г) Володимир-Волинський – Луцьк – Київ – Полтава – Харків.
II рівень. Завдання на визначення правильності написаного
7. Мішанолісові ландшафти переважають на півночі України.
8. Найбільшу площу займають лісостепові ландшафти.
9. Лісистість України від 20 до 34 %.
10. Природні території ПЗФ України складаються тільки з природних і біосферних заповідників.
III рівень. Завдання з короткою відповіддю
11. Скільки відсотків від площі України займають Українські Карпати?
12. У якій адміністративній області розташований біосферний заповідний Дунайський?
28 ю.ш. 138 в.д. – оз. Эйр-Норд,
4 с.ш. 10 в.д. – влк. Камерун,
1 ю.ш. 78 з.д. – влк. Котопахи,
63 с.ш. 151 з.д. – г. Мак-Кинли.
Основная часть:
2. Практическая часть урока.
1) Есть ли на Земле места с такими координатами?
0 ш. и 0 д. – да,
180 ш. и 180 д. – нет,
0 ш. 180 д. – да,
105 с.ш. и 10 з.д. – нет,
30 ю.ш. и 270 з.д. – нет.
2)Работа по вариантам у доски. Два ученика выполняют задания на определение географических координат.
1 ученик:
- оз. Виктория – 1 ю.ш. 33 в.д
- влк. Везувий -41 с.ш. 16 в.д.
2 ученик:
- г. Джомолунгма -2 с.ш. 87 в.д.
- озеро Чад - 10 с.ш 12 в.д.
3) Что это за географический объект?
1.Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 метра. Если поднять голову вверх, то все равно не увидишь где начинается этот водопад и, кажется, что вода падает прямо с неба. Как называется этот водопад? Его координаты: 6* с.ш. 62*з.д. (Анхель)
2. Этот остров известен своими гигантскими статуями, он имеет несколько названий: Рапандун, Райгу, но чаще его обозначают под другим названием. Координаты этого острова 27*ю.ш. 109*з.д. (Пасхи)
3. Это удивительный вулкан, который возвышается среди открытого пространства и у его подножья царит вечное лето, а на вершине сверкают снега и льды, местные жители думали, что вершина состоит из драгоценных камней и даже снаряжали экспедиции для их добычи. Что это за вулкан? Его координаты: 4*ю.ш 38*в.д. (Килиманджаро)
4. Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста. - 38* с.ш 15*в.д. (влк. Этна)
5. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг. И страшный хищник пиранья, устье этой реки 0*ш. 50* з.д. (р. Амазонка)
6. В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам 18*ю.ш. 26*в.д. (Виктория)
7. Название этого водопада переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада. – 43 с.ш. 79 з.д . (Ниагарский)
4) Игра: «Кто быстрее?»
Преподаватель показывает карточку с координатами, дети определяют объект.
Карточки с заданиями.
1. 31 с.ш. 31 в.д. – город Каир,
2. 56 с.ш. 38 в.д. – город Москва,
3. 32 с.ш. 71 з.д.- г. Сантьяго,
4. 64 с.ш. 21 з.д – о. Исландия
5. 33 ю.ш. 70 з.д. – г. Аконкагуа,
6. 23 ю.ш. 44 в.д. – город Рио-де-Жанейро.
5) Взаимопроверка.
Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками с заданиями, подготовленными дома. Учитель определяет время – 5-7 минут. Дети пишут в тетрадях, затем обмениваются тетрадями, проверяют и ставят оценку.
На доске критерии оценок:
4-5 заданий выполнено правильно – «5»,
3 задания – «4»,
2 задания – «3»,
1 задание – «2».
6) Физкульминутка.
Встанем прямо, руки в боки,
Солнце всходит на Востоке -
Дружно тянем к солнцу руки
И не прячем руки в брюки!
Солнце катится на Запад,
Мы за ним "гусиным шагом",
Мы за ним с носка на пятку
И в припрыжку, и в присядку!
Проводили солнце прямо
Мы до кромки океана -
Стоп! Нам дальше нет пути,
Запад, Юг, Восток и Север!
7) Кроссворд «Географические координаты».
По горизонтали:
5. 70 с.ш. 40 з.д. (остров)
6. 25 с.ш. 103 з.д. (п-ов)
7. 55 с.ш. 70 з.д. (п-ов)
8. 14.с.ш. 14 в.д.(озеро)
По вертикали:
1. 36 с.ш. 52 в.д. (город)
2. 20 с.ш. 77 в.д. (п-ов)
3. 39 с.ш. 78 з.д. (город)
4. 65 с.ш. 170 з.д. (пролив)
6. 5 с.ш. 9 в.д. (вулкан)
Завершающая часть:
3. Итог урока.
Задание по физической карте России.
1. Определите координаты:
1. г. Волгоград – 48 с.ш. 45 в.д.
2. г. Ереван – 40 с.ш. 45 в.д.
3. г. Ташкент – 41 с.ш. 70 в.д.
2. Из города Уфы вам нужно попасть на самое глубокое озеро на Земле, в нем самая чистая вода, в него впадают 550 рек, а вытекает одна.
Где находится это озеро? Как оно называется? Определите его координаты. В каком направлении от нашего города оно находится?
(53*с.ш 107*в.д., на востоке)
Подробнее - на -
Ишиха (кит. упр. 亦失哈, пиньинь: yìshīhā; чжурчж.: Yishiha.svg i ʃï xa; работал в период 1409?—1451?) — китайский евнух времён империи Мин, совершивший ряд экспедиций по рекам Сунгари и Амур, и построивший два буддистских храма на нижнем Амуре в районе современного посёлка Тыр в Хабаровском крае.
Считается, что Ишиха был «хайсиским чжурчжэнем», и попал в китайский плен в конце XIV века. Он работал вместе с такими известными евнухами своей эпохи, как Ван Чжэнь и Цао Цзисян.
В годы правления под девизом «Юнлэ» (1402—1424) Китай начал проводить активную политику по исследованию новых земель: на море адмирал Чжэн Хэ пересёк Индийский океан, а на суше китайский посол Чэнь Чэн (англ.)русск. прибыл в Герат — столицу государства Тимуридов. В 1409 году китайское правительство, уже имевшее контакты с «хайсискими чжурчжэнями» и «цзяньчжоускими чжурчжэнями», повелело Ишиха начать подготовку экспедиции к нижнему течению Амура, чтобы продемонстрировать мощь империи Мин населявшим эти края «нургальским чжучжэням», побудить их установить официальные контакты с империей, и обеспечить отсутствие угрозы с их стороны, когда империя Мин будет воевать с восточными монголами.
В 1411 году, после двухлетней подготовки, экспедиция Ишиха отплыла из района современного города Цзилинь вниз по реке Сунгари на 25 судах с 1000 человек на борту. «Нургальские чжурчжэни» практически не оказывали сопротивления экспедиции. Ишиха одарил подарками местных вождей, и построил «Нургальский форпост» в месте, которое по-китайски называлось «Тэлинь» (в районе современного посёлка Тыр), где в XIII веке находилась основанная во времена монгольской империи Юань «Ставка командующего восточными походами». После этого Ишиха вернулся в империю, взяв с собой 178 «нургальских чжурчжэней» для преподнесения дани императорскому двору.
В 1413—1414 годах, во время своей второй Амурской экспедиции, Ишиха провёл в Тэлине уже год. Он построил на речном утёсе буддийский храм Юннинсы, посвящённый Гуаньинь, и воздвиг стелу (в настоящее время находящуюся в Арсеньевском музее Владивостока) с текстом на китайском, монгольском и чжурчжэньском языках. Согласно этому тексту, местные жители занимались рыболовством, были искусны в стрельбе из лука, носили одежду из рыбьей кожи[1]. Согласно некоторым свидетельствам, в 1413 году Ишиха также посетил близлежащее побережье Сахалина и одарил местных вождей званиями империи Мин[2]. До конца правления под девизом «Юнлэ» Ишиха совершил ещё три экспедиции в низовья Амура, в результате которых местные племена присылали дань Минскому двору.
После смерти Чжу Ди последующие императоры продолжали прежнюю политику относительно «диких чжурчжэней». В 1425 году Лю Цин — императорский представитель в Ляодуне — повелел построить суда для новой речной экспедиции, которая и отплыла под руководством Ишиха в 1426 году.
Последняя экспедиция Ишиха была связана с уходом на покой вождя «нургальских чжурчжэней» и передачи власти его сыну. Ишиха присутствовал на этой церемонии, произошедшей в 1432 году, передал новому вождю знаки власти, и вручил подарки подчинённым тому вождям. На этот раз флот Ишиха состоял из 50 больших судов с 2000 человек на них, и именно он привёз нового вождя (проживавшего в Пекине) в Тэлинь. Так как к тому времени воздвигнутый Ишиха в 1413 году храм уже разрушился, то он возвёл новый (уже на новом месте — на месте храма, построенного во времена империи Юань), и поставил возле него новую стелу (также находится теперь во Владивостоке). Считается, что всего Ишиха совершил 9 экспедиций в низовья Амура.
В 1430-х годах китайское правительство прекратило практику отправки экспедиций за пределы страны. В 1435 году Ишиха был назначен ответственным за оборону Ляодуна, и оставался на этом посту в течение 15 лет. Судя по всему, его служба во время ойратских рейдов была признана неудовлетворительной, и между 1449 и 1451 годами он был отправлен в отставку. В более поздних исторических документах упоминания о нём отсутствуют.