Теоретическая часть. Инструкция: Учащимся предлагается 15 вопросов на которые нужно выбрать 1 правильный ответ и поставить его в бланке ответов. Время выполнения 20 минут.
1. Определить, к какому из терминов подходит данное определение: "Умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов".
а) азимут; б) ориентирование; в) чтение плана и карты;
2. Азимут - это:
а) умение ориентироваться; б) определение сторон горизонта; в) угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки.
3. В чем измеряется азимут:
а) в метрах; б) градусах; в) километрах;
4. Как называется прибор для определения сторон горизонта и азимута:
а) барометр; б) градусник; в) компас;
5. Что показывает масштаб:
а) угол между объектами; б) степень уменьшения объектов; в) расстояние между объектами;
6. Как называется линия на плане (карте), соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой:
а) изотермы; б) параллели; в) горизонтали;
7. Самая точная пространственная модель Земли:
а) глобус; б) карта; в) аэрофотоснимок;
8. В Америке в 1492 году был создан глобус, который сохранился до наших дней, кем он был создан?
а) Мартином Бехаймом; б) Фернаном Магелланом; в) Герардом Меркатором;
9. Собрание географических карт разной тематики для единой территории мира, страны, района, называется:
а) учебник; б) справочник; в) атлас;
10. В чем заслуга Герарда Меркатора:
а) создал глобус; б) создал атлас; в) создал первую карту;
11. Как называется воображаемая линия на земном шаре, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора:
а) параллель; б) горизонталь; в) меридиан;
12. Как называется воображаемая линия на земном шаре, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию:
а) параллель; б) горизонталь; в) меридиан;
13. С 1884 года ведут отсчет с нулевого меридиана, как он называется:
а) Градусный; б) Гринвический; в) Лондонский;
14. Географические координаты любой точки на земном шаре имеют:
а) параллель и меридиан; б) долготу и параллель; в) широту и долготу;
15. Географические координаты ведут отсчет расстояний в:
а) градусах; б) километрах; в) метрах.
Практическая часть.
Инструкция: Учащимся предлагается 2 практических задания, вычисление масштаба и определение географических координат. ответы необходимо записать в бланк ответов. Время выполнения 20 минут.
Задание 1. Определение масштаба:
А) Из численного перевести в именованный:
1) 1 : 20 000 000
2) 1 : 500 000
3) 1 : 800 000 000
Б) Из именованного в численный:
1) в 1 см 25 км
2) в 1 см 1 км
3) в 1 см 700 км
2. Определить географические координаты:
А) 620 с.ш. 1490 з.д.
Б) 390 с.ш. 1230 з.д.
В) 20 ю.ш. 790 з.д.
Г) 350 ю.ш. 590 з.д.
Д) 360 с.ш. 510 в.д.
Е) г. Триполи
Ж) о. Шри-Ланка
З) о. Мадагаскар
Внутренние силы делают поверхность Земли различной по высоте. Внешние силы действуют в противоположном направлении. Они разрушают крупные возвышения рельефа, переносят обломки горных пород и засыпают впадины. Таким образом, внешние силы сглаживают, выравнивают поверхность.
Однако внешние процессы — не только разрушители, но и созидатели рельефа. Разрушая крупные его формы, они создают средние и мелкие неровности.
Основные внешние силы — это выветривание, работа текучих вод, ветра, ледников, моря. Значительной внешней силой стала и хозяйственная деятельность человека.
Выветривание — процесс разрушения и преобразования горных пород на земной поверхности, происходящий под воздействием факторов и условий внешней среды.