Обь — река в Западной Сибири. Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. Длина Оби — 3650 км, площадь её водосборного бассейна — 2 990 000 км². В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море.Площадь бассейна Оби составляет 2990 тыс. км². По этому показателю река занимает первое место в России. Обь также является третьей по водоносности рекой РоссииПитание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река приносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней. Из-за этого у некоторых притоков возможно обращение направления течения.По характеру речной сети, условиям питания и формирования водного режима Обь делится на 3 участка: верхний (до устья Томи), средний (до устья Иртыша) и нижний (до Обской губы).По сути, Обь является продолжением реки Катунь[источник не указан 74 дня], но Обью она называется только после слияния Катуни с Бией, то есть после города Бийска. В начале Обь заметно петляет, и её течение периодически изменяется в разном направлении — либо на север, либо на запад. Протекает в Алтайском крае через Барнаул, затем некоторое время разделяет Алтайский край иНовосибирскую область. Протекает через Новосибирскую область, в частности через Новосибирск. Севернее, в Томской области сливается с Томью, а затем с Чулымом, после чего несколько сворачивает на запад и возле города Колпашевосливается с рекой Кеть и идёт через город Стрежевой. В Ханты-Мансийском автономном округе Обь протекает через Нижневартовск, Сургут,Нефтеюганск, и некоторые другие города. После Ханты-Мансийска Обь поворачивает на север, при этом у неё с этого участка начинается дельта, далее, в Ямало-Ненецком автономном округе Обь протекает через Салехард и Лабытнанги. После этого места она заметно расширяется и впадает вОбскую губу Карского моря.Издавна на Оби было развито рыболовство.В южной части Оби находится Новосибирское водохранилище, образованное дамбой Новосибирской ГЭС. Плотина сооружалась с 1950 по 1961 годы; при создании водохранилища было затоплено много деревень и основная часть города Бердска. Обское море (как его называют местные жители) служит местом отдыха многим новосибирцам, на его берегах расположены многочисленные базы отдыха исанатории. Сюда приезжают туристы и из соседних регионов.
БУЖАНЕ — восточнославянское племя, жившее на р. Буг. Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. "Повесть временных лет" сообщает: "Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами". По мнению археолога В.В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане — название лишь части племенного союза волынян.
ВОЛЫНЯНЕ, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, "волыняне" и "бужане" — названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор "Баварского Географа" (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан — 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду. В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" — переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княж ВЯТИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва. Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом — родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей. Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 - нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В "Повести временных лет" описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): "Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах". Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами "столпы" в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в. К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.
Большинство исследователей полагает, что бужане — это другое название волынян. На территории, заселенной бужанами и волынянами, обнаружена единая археологическая культура. "Повесть временных лет" сообщает: "Бужане, сидевшие по Бугу, после стали зваться волынянами". По мнению археолога В.В. Седова, часть дулебов, которые обитали в бассейне Буга, сначала называлась бужанами, затем волынянами. Возможно, бужане — название лишь части племенного союза волынян.
ВОЛЫНЯНЕ, велыняне — восточнославянский союз племен, заселявший территорию по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять.
Предками волынян, предположительно, были дулебы, а их более раннее название — бужане. Согласно другой точке зрения, "волыняне" и "бужане" — названия двух различных племен или племенных союзов. Анонимный автор "Баварского Географа" (1-й пол. 9 в.) насчитывает у волынян 70 городов, а у бужан — 231 город. Арабский географ 10 в. аль-Масуди различает волынян и дулебов, хотя, возможно, его сведения относятся к более раннему периоду.
В русских летописях волыняне впервые упоминаются под 907 г.: они участвовали в походе князя Олега на Византию как "толковины" — переводчики. В 981 г. киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли, где жили волыняне. Волынский г. Червень стал с тех пор называться Владимиром-Волынским. Во 2-й пол. 10 в. на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княж ВЯТИЧИ — восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по р. Москва.
Согласно "Повести временных лет", родоначальником вятичей был Вятко, пришедший "от ляхов" (поляков) вместе с братом Радимом — родоначальником племени радимичей. Современные археологи не находят подтверждения западнославянского происхождения вятичей.
Во 2-й пол. 9-10 вв. вятичи платили дань Хазарскому каганату. Долгое время они сохраняли независимость от киевских князей. В качестве союзников вятичи участвовали в походе киевского князя Олега на Византию в 911 г. В 968 г. вятичи потерпели поражение от киевского князя Святослава. В нач. 12 в. Владимир Мономах воевал с вятичским князем Ходотой. В кон. 11 - нач. 12 вв. среди вятичей насаждалось христианство. Несмотря на это, они долгое время сохраняли языческие верования. В "Повести временных лет" описан погребальный обряд вятичей (сходный обряд был и у радимичей): "Когда кто-то умирал, устраивали по нем тризну, а затем раскладывали большой костер, возлагали на него умершего и сжигали, после чего, собрав кости, вкладывали их в маленький сосуд и ставили на столпах при дорогах". Этот обряд сохранялся до кон. 13 в., а сами "столпы" в некоторых местностях России встречались вплоть до нач. 20 в.
К 12 в. территория вятичей находилась в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.