Региональные конфликты на постсоветском пространстве и роль России в их урегулировании
Иванов С.М., Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Журавель В.П., ответственный секретарь журнала "Право и безопасность"
Завершение периода «холодной войны» не привело человечество к долгожданному миру и уверенности в завтрашнем дне. Пока ведущие игроки мировой политики продолжают по инерции с недоверием относиться к новым инициативам и практическим шагам друг друга, появились новые глобальные вызовы и угрозы нашей цивилизации (международный терроризм, транснациональная организованная преступность, распространение наркотиков, морское пиратство, эпидемии ранее неизвестных заболеваний, техногенные и экологические катастрофы и др.). Эскалация новых вызовов и угроз человечеству в значительной мере опережает процесс разрешения существующих геополитических проблем, региональных и локальных конфликтов.
В этих условиях Россия принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности, участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ), борьбе с международным терроризмом, морским пиратством и наркоугрозой.
Свой вклад в повышение уровня международной безопасности Российская Федерация внесла и тем, что в основном разрешила свой внутренний конфликт в Чечне. Сепаратисты, опиравшиеся на экстремистские исламистские группировки внутри республики и за рубежом, потерпели политическое и военное поражение. К настоящему времени крупные бандформирования разгромлены, часть боевиков добровольно вышла из подполья и амнистирована, иностранные наемники и их эмиссары уничтожены или были вынуждены покинуть Чечню. Вооруженные вылазки бандгрупп и теракты против представителей федеральных и региональных органов власти вышли за пределы Чечни, осложнив обстановку в Ингушетии и Дагестане. Уцелевшие боевики продолжают борьбу за влияние на местах, за перераспределение денежных потоков и ресурсов, за конкретные материальные ценности. Для вербовки в свои ряды молодежи ими активно используются нерешенные региональные проблемы социально-экономического характера, клановость, высокий уровень коррупции, массовая безработица, нарушение прав человека и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что сохраняется неурегулированность территориального спора между ингушами и осетинами за Пригородный район. Очевидно, настало время вплотную заняться этим застарелым конфликтом, который лежит больше в финансово-экономической плоскости. Дальнейшее затягивание сроков принятия государственной целевой программы по мирному переселению граждан осетинской и ингушской национальности с соблюдением интересов всех участников конфликта, по мнению ряда экспертов, опасно для страны. Деструктивные силы в регионе могут в любое время сыграть на нерешенности этого территориального спора и спровоцировать новую кровавую бойню между ингушами и осетинами. И наоборот, решив этот конфликт мирным путем, власти могли бы восстановить доверие между ингушами и осетинами и повысить авторитет федерального центра в регионе.
Анализ общей ситуации на Северном Кавказе в последние годы показывает, что одними силовыми методами с бандитизмом и терроризмом покончить не удается. Причины сохранения напряженности в регионе кроются в том, что не созданы благоприятные условия для развития инфраструктуры и социально-экономической сферы республик Северного Кавказа. Годами складывавшийся синдром финансово-экономической ущербности, убыточности региона, опасности инвестирования в местную промышленность и инфраструктуру настало время решительно преодолеть. Потенциально республики Северного Кавказа самодостаточны: все они находятся в благоприятных климатических условиях, располагают необходимыми природными ресурсами, лежат на пересечении стратегических коммуникаций, население ведет здоровый образ жизни и продолжает увеличиваться (это на фоне общей удручающей демографической ситуации в стране). Представляется, что изменение
ловек с момента рождения живет не только в природной, социально-экономической, но и культурной среде. Воздействие на современного человека оказывает не только его ближайшее окружение, культура семьи и социальной группы, к которой он принадлежит, но и вся атмосфера социума, а также существования в мировом сообществе. Общечеловеческая культура совершенствует, возвышает, обогащает культуру' каждого человека и народа в целом. Поэтому среда, созданная культурой многих поколений людей, играет важную роль в жизни и развитии человека.
Многоуровневая и многопрофильная среда есть проявление конкретно-исторических, социально-культурных и социально-образовательных условий.
С понятием социально-культурная среда связано понятие «социально-культурная инфраструктура».
Инфраструктура
Социальная инфраструктура
Хозяйственная (производственная) инфраструктура
Социально-культурная инфраструктура
Понятие «социально-культурная инфраструктура» является частным по отношению к понятию «социальная инфраструктура», для которого общим выступает понятие «инфраструктура».
Инфраструктура - это комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие разнообразных видов человеческой деятельности.
Сегодня уделяется значительное внимание анализу социальной инфраструктуры. Главная отличительная особенность социальной инфраструктуры - ее направленность на удовлетворение социальных потребностей населения. Социальная инфраструктура рассматривается как группа обслуживающих отраслей. В качестве таких отраслей выступают: жилищное хозяйство, бытовое обслуживание, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение, система образования, культура, искусство, спорт, охрана природы, связь, общественный спорт.
В составе социальной инфраструктуры можно выделить следующие подвиды:
а) социально-экономическая, обслуживающая потребности людей в сфере трудовой деятельности (общее и профессиональное образование, повышение квалификации, здравоохранение, социальное страхование и др.);
б) социально-бытовая, связанная с удовлетворением бы товых за населения;
в) социально-духовная, связанная с удовлетворением познавательных и культурно-эстетических потребностей.
Наряду с понятием «социально-духовная инфраструктура» используется понятие «инфраструктура деятельности в сфере духовной культуры», «инфраструктура культуры». В западной социологии получил широкое рас близкий по значению к данным понятиям термин «инфраструктура досуга», который тесно связан с понятием «индустрия досуга» Все более широко применяется понятие «социально-культурная инфраструктура». Остановимся на этом понятии. Для этого нужно обратиться к таким категориям, как «социальная инфраструктура», «культурные потребности», «профессиональная» и «непрофессиональная деятельность». Удовлетворение потребностей населения - это общая задача «социальной» и «социально-культурной» инфраструктур. Специфичность проявляется в удовлетворении определенной группы потребностей - культурных А реализация этих потребностей происходит в процессе культурной деятельности которая выступает в двух видах профессиональная (как производственная, трудовая) и непрофессиональная (социальное и художественное самодеятельное творчество, досуговая деятельность). В соответствии с этим содержание понятия «социально-культурная инфраструктура» можно определить следующим образом: материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения. Такой подход позволяет включить в состав социально-культурной инфраструктуры не только институциональные но и неинституциональные образования организации культурного развития и досуга населения.
Практически в любом учреждении и организации могут быть созданы условия для социально-культурной деятельности. Только для одних это главная функция, для других – побочная. К первой группе относятся социальные институты культуры (театры, музеи, кинотеатры, клубные учреждения, центры досуга, парки и др.) Это общественно-организованные формы социально-культурной деятельности. Остальные (это. например, средства массовой информации) удовлетворяют потребности в индивидуальных формах культурного развития. Для целого ряда учреждений, предприятий, фирм организация социально-культурной деятельности выступает не как профильная, а дополнительная функция (молодежные, артистические кафе, любительские объединения при различных производственных предприятиях; туристические секции, художественные и технические кружки в образовательных учреждениях и т.д.)
Социально-культурная инфраструктура включает в себя систему подготовки кадров для сферы досуга Неотъемлемым элементом инфраструктуры являются управленческие органы, регулирующие деятельность учреждений культуры.
Иванов С.М., Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Журавель В.П., ответственный секретарь журнала "Право и безопасность"
Завершение периода «холодной войны» не привело человечество к долгожданному миру и уверенности в завтрашнем дне. Пока ведущие игроки мировой политики продолжают по инерции с недоверием относиться к новым инициативам и практическим шагам друг друга, появились новые глобальные вызовы и угрозы нашей цивилизации (международный терроризм, транснациональная организованная преступность, распространение наркотиков, морское пиратство, эпидемии ранее неизвестных заболеваний, техногенные и экологические катастрофы и др.). Эскалация новых вызовов и угроз человечеству в значительной мере опережает процесс разрешения существующих геополитических проблем, региональных и локальных конфликтов.
В этих условиях Россия принимает самое активное участие в решении проблем региональной и международной безопасности, участвует в урегулировании региональных конфликтов, миротворческих операциях различных форматов (ООН, ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ), борьбе с международным терроризмом, морским пиратством и наркоугрозой.
Свой вклад в повышение уровня международной безопасности Российская Федерация внесла и тем, что в основном разрешила свой внутренний конфликт в Чечне. Сепаратисты, опиравшиеся на экстремистские исламистские группировки внутри республики и за рубежом, потерпели политическое и военное поражение. К настоящему времени крупные бандформирования разгромлены, часть боевиков добровольно вышла из подполья и амнистирована, иностранные наемники и их эмиссары уничтожены или были вынуждены покинуть Чечню. Вооруженные вылазки бандгрупп и теракты против представителей федеральных и региональных органов власти вышли за пределы Чечни, осложнив обстановку в Ингушетии и Дагестане. Уцелевшие боевики продолжают борьбу за влияние на местах, за перераспределение денежных потоков и ресурсов, за конкретные материальные ценности. Для вербовки в свои ряды молодежи ими активно используются нерешенные региональные проблемы социально-экономического характера, клановость, высокий уровень коррупции, массовая безработица, нарушение прав человека и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что сохраняется неурегулированность территориального спора между ингушами и осетинами за Пригородный район. Очевидно, настало время вплотную заняться этим застарелым конфликтом, который лежит больше в финансово-экономической плоскости. Дальнейшее затягивание сроков принятия государственной целевой программы по мирному переселению граждан осетинской и ингушской национальности с соблюдением интересов всех участников конфликта, по мнению ряда экспертов, опасно для страны. Деструктивные силы в регионе могут в любое время сыграть на нерешенности этого территориального спора и спровоцировать новую кровавую бойню между ингушами и осетинами. И наоборот, решив этот конфликт мирным путем, власти могли бы восстановить доверие между ингушами и осетинами и повысить авторитет федерального центра в регионе.
Анализ общей ситуации на Северном Кавказе в последние годы показывает, что одними силовыми методами с бандитизмом и терроризмом покончить не удается. Причины сохранения напряженности в регионе кроются в том, что не созданы благоприятные условия для развития инфраструктуры и социально-экономической сферы республик Северного Кавказа. Годами складывавшийся синдром финансово-экономической ущербности, убыточности региона, опасности инвестирования в местную промышленность и инфраструктуру настало время решительно преодолеть. Потенциально республики Северного Кавказа самодостаточны: все они находятся в благоприятных климатических условиях, располагают необходимыми природными ресурсами, лежат на пересечении стратегических коммуникаций, население ведет здоровый образ жизни и продолжает увеличиваться (это на фоне общей удручающей демографической ситуации в стране). Представляется, что изменение
ловек с момента рождения живет не только в природной, социально-экономической, но и культурной среде. Воздействие на современного человека оказывает не только его ближайшее окружение, культура семьи и социальной группы, к которой он принадлежит, но и вся атмосфера социума, а также существования в мировом сообществе. Общечеловеческая культура совершенствует, возвышает, обогащает культуру' каждого человека и народа в целом. Поэтому среда, созданная культурой многих поколений людей, играет важную роль в жизни и развитии человека.
Многоуровневая и многопрофильная среда есть проявление конкретно-исторических, социально-культурных и социально-образовательных условий.
С понятием социально-культурная среда связано понятие «социально-культурная инфраструктура».
Инфраструктура
Социальная инфраструктура
Хозяйственная (производственная) инфраструктура
Социально-культурная инфраструктура
Понятие «социально-культурная инфраструктура» является частным по отношению к понятию «социальная инфраструктура», для которого общим выступает понятие «инфраструктура».
Инфраструктура - это комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие разнообразных видов человеческой деятельности.
Сегодня уделяется значительное внимание анализу социальной инфраструктуры. Главная отличительная особенность социальной инфраструктуры - ее направленность на удовлетворение социальных потребностей населения. Социальная инфраструктура рассматривается как группа обслуживающих отраслей. В качестве таких отраслей выступают: жилищное хозяйство, бытовое обслуживание, розничная торговля, общественное питание, здравоохранение, система образования, культура, искусство, спорт, охрана природы, связь, общественный спорт.
В составе социальной инфраструктуры можно выделить следующие подвиды:
а) социально-экономическая, обслуживающая потребности людей в сфере трудовой деятельности (общее и профессиональное образование, повышение квалификации, здравоохранение, социальное страхование и др.);
б) социально-бытовая, связанная с удовлетворением бы товых за населения;
в) социально-духовная, связанная с удовлетворением познавательных и культурно-эстетических потребностей.
Наряду с понятием «социально-духовная инфраструктура» используется понятие «инфраструктура деятельности в сфере духовной культуры», «инфраструктура культуры». В западной социологии получил широкое рас близкий по значению к данным понятиям термин «инфраструктура досуга», который тесно связан с понятием «индустрия досуга» Все более широко применяется понятие «социально-культурная инфраструктура». Остановимся на этом понятии. Для этого нужно обратиться к таким категориям, как «социальная инфраструктура», «культурные потребности», «профессиональная» и «непрофессиональная деятельность». Удовлетворение потребностей населения - это общая задача «социальной» и «социально-культурной» инфраструктур. Специфичность проявляется в удовлетворении определенной группы потребностей - культурных А реализация этих потребностей происходит в процессе культурной деятельности которая выступает в двух видах профессиональная (как производственная, трудовая) и непрофессиональная (социальное и художественное самодеятельное творчество, досуговая деятельность). В соответствии с этим содержание понятия «социально-культурная инфраструктура» можно определить следующим образом: материальные объекты и виды деятельности, создающие общие условия для реализации культурных потребностей населения. Такой подход позволяет включить в состав социально-культурной инфраструктуры не только институциональные но и неинституциональные образования организации культурного развития и досуга населения.
Практически в любом учреждении и организации могут быть созданы условия для социально-культурной деятельности. Только для одних это главная функция, для других – побочная. К первой группе относятся социальные институты культуры (театры, музеи, кинотеатры, клубные учреждения, центры досуга, парки и др.) Это общественно-организованные формы социально-культурной деятельности. Остальные (это. например, средства массовой информации) удовлетворяют потребности в индивидуальных формах культурного развития. Для целого ряда учреждений, предприятий, фирм организация социально-культурной деятельности выступает не как профильная, а дополнительная функция (молодежные, артистические кафе, любительские объединения при различных производственных предприятиях; туристические секции, художественные и технические кружки в образовательных учреждениях и т.д.)
Социально-культурная инфраструктура включает в себя систему подготовки кадров для сферы досуга Неотъемлемым элементом инфраструктуры являются управленческие органы, регулирующие деятельность учреждений культуры.
й связи.
.