Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;нарушение технологических связей;простои многих предприятий;низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Перспективы развития
Только в последние годы государство стало поддерживать отечественного производителя, начала вырабатываться промышленная федеральная политика.
В послании Президента Федеральному собранию сделан акцент на развитие перерабатывающей отрасли.
Машиностроение в этом смысле является базовой отраслью, поскольку другие сферы для своего развития требуют оборудования, которое производят машиностроители.
Внутренними приоритетами машиностроительных компаний стало оснащение производства новейшими технологиями и подготовка соответствующих рабочих и инженерных кадров.
В рамках региональной федерации машиностроителей наработан определенный опыт межрегиональной кооперации машиностроительных предприятий.
В свое время она создавалась для объединения преимущественно некрупных предприятий машиностроения, которые на тот момент были целиком представлены сами себе и могли рассчитывать только на собственные силы, а также на взаимовыручку смежников.
Эта взаимовыручка и стала основой деятельности этой организации. За пять лет своего существования она показала себя вполне жизне и востребованной для всех отраслей машиностроения.
Среди ее членов все больше развивается разделение труда, когда нет нужды всем выпускать одно и то же, а есть возможность закупать друг у друга на выгодных условиях необходимые для собственного производства компоненты.
При федерации создано предприятие по ремонту оборудования: машинного парка, крановых установок и грузоподъемных механизмов.
Имеется структура, выполняющая функции юридической службы для всех её членов. По мнению директората перспективы машиностроительной отрасли напрямую связаны с развитием кооперации.
На собрании федерации машиностроителей директорам было в очередной раз предложено объединять усилия и брать на содержание профильные училища и лицеи, где растить рабочие кадры для своих нужд.
В этом же плане перспективной видится кооперация: вуз – предприятие. Ее отсутствие порождает оторванность науки от промышленности, а стало быть, технологическое отставание наших производств. А ее результатом могло бы стать наращивание кадрового потенциала компаний
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;нарушение технологических связей;простои многих предприятий;низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).
2. Необходимость структурной перестройки:
основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обоснованного перепрофилирования отраслей;необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей;необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;низкая надежность производимых машин (из-за плохого качества комплектующих деталей в первый же год эксплуатации из строя выходит от 20 до 30% изделий машиностроения).
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
приоритетное развитие наукоемких отраслей, машиностроительного оборудования, автомобилестроения;демонополизация (на сегодняшний день доля монопольного производства в России составляет 80%);наращивание на территории России многих машиностроительных производств (точных станков, нефтяного оборудования, микроавтобусов);налаживание новых технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;оживление инвестиционной активности, государственная поддержка предприятий, ориентированная на производство продукции высоких технологий.
Перспективы развития
Только в последние годы государство стало поддерживать отечественного производителя, начала вырабатываться промышленная федеральная политика.
В послании Президента Федеральному собранию сделан акцент на развитие перерабатывающей отрасли.
Машиностроение в этом смысле является базовой отраслью, поскольку другие сферы для своего развития требуют оборудования, которое производят машиностроители.
Внутренними приоритетами машиностроительных компаний стало оснащение производства новейшими технологиями и подготовка соответствующих рабочих и инженерных кадров.
В рамках региональной федерации машиностроителей наработан определенный опыт межрегиональной кооперации машиностроительных предприятий.
В свое время она создавалась для объединения преимущественно некрупных предприятий машиностроения, которые на тот момент были целиком представлены сами себе и могли рассчитывать только на собственные силы, а также на взаимовыручку смежников.
Эта взаимовыручка и стала основой деятельности этой организации. За пять лет своего существования она показала себя вполне жизне и востребованной для всех отраслей машиностроения.
Среди ее членов все больше развивается разделение труда, когда нет нужды всем выпускать одно и то же, а есть возможность закупать друг у друга на выгодных условиях необходимые для собственного производства компоненты.
При федерации создано предприятие по ремонту оборудования: машинного парка, крановых установок и грузоподъемных механизмов.
Имеется структура, выполняющая функции юридической службы для всех её членов. По мнению директората перспективы машиностроительной отрасли напрямую связаны с развитием кооперации.
На собрании федерации машиностроителей директорам было в очередной раз предложено объединять усилия и брать на содержание профильные училища и лицеи, где растить рабочие кадры для своих нужд.
В этом же плане перспективной видится кооперация: вуз – предприятие. Ее отсутствие порождает оторванность науки от промышленности, а стало быть, технологическое отставание наших производств. А ее результатом могло бы стать наращивание кадрового потенциала компаний