Часть А. А1. К природе какого района относится следующее описание? Равноудален от экватора и полюса. Летом территория получает в 1,5 раза больше тепла, чем в среднем в европейской части России. 3) Европейский Юг. А2. Самая континентальная и засушливая часть Русской равнины – это …
3) Поволжье. А3. Красная Шапочка – это … 3)название месторождения бокситов на Урале.
(Месторождение бокситов на Северном Урале открыл в 1931г и назвал «Красная Шапочка» Каржавин Николай Акимович) А4. Для какого района характерна средняя плотность населения 50 человек/кв.км? 1) Европейского Юга (49);
(дополнение на Урале (25); в Поволжье (31).) А5. Какую религию исповедуют татары и башкиры? 1) Мусульманство; А6. Для какого района характерно преобладание городского населения над сельским (3/4 населения – горожане)? 1) Урал (75%);
(Дополнение. Европейский Юг (57%); Поволжье(73%).) А7. Для большинства субъектов Поволжья характерна естественная убыль. Для какого субъекта Поволжья характерен естественный прирост, хоть и незначительный?
2) Калмыкия (2,82) (Дополнение. Ульяновская обл.(-3,16) Р. Коми (0,84), правда я не поняла при чем тут Коми, если это Европейский Север, а не Поволжье) А8. Выберите названия городов-миллионеров на Урале. 2) Екатеринбург; 4) Уфа. А9. Тырныауз – это … 3)название вольфрамово-молибденового комбината в Кабардино-Балкарии. А10. Какой район называют «автомобильным цехом» России? 2) Поволжье; Часть В. В1. Определите, к каким экономическим районам относятся представленные в списке субъекты РФ? Установите соответствие. Районы: Субъекты: А. Европейский Юг
3) Р. Ингушетия;
4) Краснодарский край;
8) Ростовская обл.
Б. Поволжье
1) Самарская обл.;
7) Астраханская обл.;
В. Урал
2) Р. Башкортостан;
5) Пермский край;
6) Оренбургская обл.
В2. Какие отрасли промышленности представлены в крупных городах Урала? Установите соответствие. А. Екатеринбург 1) цветная металлургия;
Б. Соликамск-Березники 3) химическая промышленность (калийные удобрения)
В. Нижний Тагил 4) машиностроение. «Уралвагонзавод»
Г. Магнитогорск 2) черная металлургия; (один из крупнейших мировых центров)
В3. Установите соответствие между названиями субъектов РФ и их столицами. 1) Р. Мордовия В. Саранск;
2) Р. Башкортостан Б. Уфа;
3) Свердловская обл. А. Екатеринбург;
4) Р. Северная Осетия-Алания Е. Владикавказ
5) Р. Калмыкия Д. Элиста; 6) Р. Дагестан. Г. Махачкала;
В4. Определите субъект России по ее краткому описанию. Область расположена в пределах дельты одной из крупных рек Русской равнины. Преобладают полупустынные территории. Славится арбузами, выловом осетровых рыб. Имеется крупное газоконденсатное месторождение.
Астраханская область
Часть С. С1. Какое крупное предприятие по производству сельскохозяйственной техники расположено в Ростове-на-Дону? Почему именно в этом городе оно расположено?
«Ростсельмаш» — крупнейший производитель самоходных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Факторы размещения:
– наличие достаточного количества высококвалифицированных рабочих кадров
- отрасль специализации района – зерновое хозяйство.
С2. В каком городе Европейского Юга расположено предприятие «Атоммаш»? Приведите примеры продукции, выпускаемой предприятием.
Отдел образования муниципального района Бакалинский район РБ
МОБУ СОШ с.Старокуручево
Разработка урока на тему
«Человек и литосфера »
8 класс
Учитель: Нуретдинова Флида
Галимяновна.
2015г.
Тема : Человек и литосфера
Цель: 1. Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения, связь между полезными ископаемыми , рельефом и тектоникой, выявить влияние человека на литосферу
2. Развивать навыки анализа таблиц, картосхем
3. Формировать интерес к профессиям минералога, геолога, бережное отношение к минеральным ресурсам
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, таблицы, физическая и тектоническая карта России, атласы, презентация, видеофильм, учебник В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе « География России» Дрофа, 2011 г.
I.Организационный момент
II.Повторение
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Какие виды горных пород вы знаете?
3. Внимательно рассмотрите физическую и тектоническую карты. Докажите связь между полезными ископаемыми и тектоническими структурами, в которых они образуются ( Учашиеся рассказывают о формировании осадочных и рудных полезных ископаемых)
4. Покажите на карте месторождения: угля- Кузбасс, Донецкий , Печорский, Тунгусский, Канско-Ачинский, железной руды- КМА, Качканарское, Костомукшское, нефти- Ямбургское, Самотлорское, Волго- Уральское, меди- Орское, Норильское
III.Изучение новой темы.
Как вы думаете, зависит ли жизнь людей от рельефа? А человек может ли изменить рельеф? Докажите свои предположения. Учитель создает проблемную ситуацию Подробные ответы на эти вопросы я предлагаю искать сегодня на уроке. Тема нашего урока- « Человек и литосфера». Какую цель мы поставим ? ( Обсуждение с учащимися цели и задач)
Часть А.
А1. К природе какого района относится следующее описание? Равноудален от экватора и полюса. Летом территория получает в 1,5 раза больше тепла, чем в среднем в европейской части России.
3) Европейский Юг.
А2. Самая континентальная и засушливая часть Русской равнины – это …
3) Поволжье.
А3. Красная Шапочка – это …
3)название месторождения бокситов на Урале.
(Месторождение бокситов на Северном Урале открыл в 1931г и назвал «Красная Шапочка» Каржавин Николай Акимович)
А4. Для какого района характерна средняя плотность населения 50 человек/кв.км?
1) Европейского Юга (49);
(дополнение на Урале (25); в Поволжье (31).)
А5. Какую религию исповедуют татары и башкиры?
1) Мусульманство;
А6. Для какого района характерно преобладание городского населения над сельским (3/4 населения – горожане)?
1) Урал (75%);
(Дополнение. Европейский Юг (57%); Поволжье(73%).)
А7. Для большинства субъектов Поволжья характерна естественная убыль. Для какого субъекта Поволжья характерен естественный прирост, хоть и незначительный?
2) Калмыкия (2,82)
(Дополнение. Ульяновская обл.(-3,16) Р. Коми (0,84), правда я не поняла при чем тут Коми, если это Европейский Север, а не Поволжье)
А8. Выберите названия городов-миллионеров на Урале.
2) Екатеринбург; 4) Уфа.
А9. Тырныауз – это …
3)название вольфрамово-молибденового комбината в Кабардино-Балкарии.
А10. Какой район называют «автомобильным цехом» России?
2) Поволжье;
Часть В.
В1. Определите, к каким экономическим районам относятся представленные в списке субъекты РФ? Установите соответствие.
Районы: Субъекты:
А. Европейский Юг
3) Р. Ингушетия;
4) Краснодарский край;
8) Ростовская обл.
Б. Поволжье
1) Самарская обл.;
7) Астраханская обл.;
В. Урал
2) Р. Башкортостан;
5) Пермский край;
6) Оренбургская обл.
В2. Какие отрасли промышленности представлены в крупных городах Урала? Установите соответствие.
А. Екатеринбург 1) цветная металлургия;
Б. Соликамск-Березники 3) химическая промышленность (калийные удобрения)
В. Нижний Тагил 4) машиностроение. «Уралвагонзавод»
Г. Магнитогорск 2) черная металлургия; (один из крупнейших мировых центров)
В3. Установите соответствие между названиями субъектов РФ и их столицами.
1) Р. Мордовия В. Саранск;
2) Р. Башкортостан Б. Уфа;
3) Свердловская обл. А. Екатеринбург;
4) Р. Северная Осетия-Алания Е. Владикавказ
5) Р. Калмыкия Д. Элиста;
6) Р. Дагестан. Г. Махачкала;
В4. Определите субъект России по ее краткому описанию.
Область расположена в пределах дельты одной из крупных рек Русской равнины. Преобладают полупустынные территории. Славится арбузами, выловом осетровых рыб. Имеется крупное газоконденсатное месторождение.
Астраханская область
Часть С.
С1. Какое крупное предприятие по производству сельскохозяйственной техники расположено в Ростове-на-Дону? Почему именно в этом городе оно расположено?
«Ростсельмаш» — крупнейший производитель самоходных зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов.
Факторы размещения:
– наличие достаточного количества высококвалифицированных рабочих кадров
- отрасль специализации района – зерновое хозяйство.
С2. В каком городе Европейского Юга расположено предприятие «Атоммаш»? Приведите примеры продукции, выпускаемой предприятием.
Г. Волгодонск Ростовской области.
Отдел образования муниципального района Бакалинский район РБ
МОБУ СОШ с.Старокуручево
Разработка урока на тему
«Человек и литосфера »
8 класс
Учитель: Нуретдинова Флида
Галимяновна.
2015г.
Тема : Человек и литосфера
Цель: 1. Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения, связь между полезными ископаемыми , рельефом и тектоникой, выявить влияние человека на литосферу
2. Развивать навыки анализа таблиц, картосхем
3. Формировать интерес к профессиям минералога, геолога, бережное отношение к минеральным ресурсам
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, таблицы, физическая и тектоническая карта России, атласы, презентация, видеофильм, учебник В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе « География России» Дрофа, 2011 г.
I.Организационный момент
II.Повторение
1. Что такое полезные ископаемые?
2. Какие виды горных пород вы знаете?
3. Внимательно рассмотрите физическую и тектоническую карты. Докажите связь между полезными ископаемыми и тектоническими структурами, в которых они образуются ( Учашиеся рассказывают о формировании осадочных и рудных полезных ископаемых)
4. Покажите на карте месторождения: угля- Кузбасс, Донецкий , Печорский, Тунгусский, Канско-Ачинский, железной руды- КМА, Качканарское, Костомукшское, нефти- Ямбургское, Самотлорское, Волго- Уральское, меди- Орское, Норильское
III.Изучение новой темы.
Как вы думаете, зависит ли жизнь людей от рельефа? А человек может ли изменить рельеф? Докажите свои предположения. Учитель создает проблемную ситуацию Подробные ответы на эти вопросы я предлагаю искать сегодня на уроке. Тема нашего урока- « Человек и литосфера». Какую цель мы поставим ? ( Обсуждение с учащимися цели и задач)