На контурній карті України познач наступні об'єкти. 1. Обведи кордон України.
2. Карпати та Кримські гори (підпиши їх найвищі точки).
3. Причорноморську низовину.
4. Донецький кряж.
5. Подільську височину.
6. Чорне й Азовське моря.
7. Річки Дніпро, Дністер, Південний Буг, Сіверський Донець.
8. Озера Сиваш, Ялпуг.
9. Природні зони (Степ, Лісостеп, Полісся).
10. Столицю України.
11. Підпиши назви держав із якими межує Україна.
12. Обведи по контуру область, у якій ти проживаєш, підпиши адміністративний обласний центр.
!!
Страны региона имеют давнюю историю и такие особенности:
— расположение на «бодром месте» - стыка трех частей мира: Азии, Европы и Африки, граничит со странами регионов Южная и Юго-Восточная Европа, Северная Африка, Северная и Центральная и Южная Азия;
— большая часть территории региона омывается морями: Средиземним, Черным, Красным и Каспийским морем-озером, а также Персидским заливом Аравийского моря. За доступностью суши из моря регион уступает только Европе;
— наличие древнейших центров цивилизации, где еще 10 тыс. лет тому существовали земледелие и скотоводство, 6 тыс. лет тому - ирригация и приблизительно тогда же зародилась металлургия (выплавки меди) . На территории региона возникли древнейшие рабовладельческие государственные образования: Древневавилонское царство в Месопотамии, Элам в Западном Иране, Хеттское государство в Малой Азии,
— финикийские город-государства в Леванте, Маин и Саба в юго-западной части Аравии, Урарту на Армянском нагорье и т. п. , где развивались художественные ремесла, монументальное зодчество, письменность, литература, наука. Созданный финикийцами алфавит начал письменность многих народов, в том числе европейских;
— давние традиции политической интеграции стран региона. На протяжении веков они входили в состав могущественных государственных образований (арабские халифаты, Османская империя) . До сих пор, особенно в фундаменталистской среде, живи идеи единого арабского государства;
— принадлежность большинства стран к ядру исламского мира. Ислам возник здесь в начале VII ст. в западной части современной Саудовской Аравии и распространился прежде всего в странах региона. Ныне главные центры, наибольшие духовные святыни ислама расположенные именно здесь. Кроме ислама, регион является родиной христианства и иудаизма;
— политическая напряженность в регионе, который является наибольшим мировым импортером оружия. За количеством национально-религиозных конфликтов и ячеек напряженности он не имеет себе равных в мире. Уже полстолетие длится конфликт между евреями Израиля и арабами Палестины. Нерешенной остается курдская проблема. Греко-турецкие споры разделили надвое Кипр. «Горячими точками» остаются Ливан и Афганистан.
Внутри региона выделяют несколько субрегионов: Ближний Восток, Средний Восток, Закавказье, Левант (в узком значении - Сирия, Ливан, а в широком - Среднеземноморское побережье Азии) .
Также распространенное самоназвание арабских стран Востока - Машрик, в отличие от арабских стран Запада, расположенных в пределах Африки.
Страны региона входят в ООН, ОПЕК (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Катар, ОАЕ) . Турция с 1955 г. входит в НАТО.
Рис. Икона Богоматери "Умиление". Конец XIV — начало XV в.
Сегодня в литературе нередко высказывается мнение, что Русская Православная Церковь (РПЦ), выполняя позитивную роль в X—XVI вв., в дальнейшем начинает отставать от социальных потребностей, становится тормозом общественного развития, превращаясь, особенно в духовной сфере, в обскурантистскую силу. И хотя определенные основания для такого вывода,
— 69 —
несомненно, есть, делать его надо с очень многими оговорками, иначе получится слишком упрощенная схема. Церковь в российской истории никогда не эволюционировала в одном направлении, у нее и после XVI в. были свои заслуги. То, что она отставала от потребностей развития буржуазных общественных отношений, тормозила, особенно в XIX — начале XX в., исторический прогресс в стране — факт очевидный. Но вместе с тем не следует полностью перечеркивать определенные позитивные стороны деятельности ряда церковных институтов, учитывая, что разветвленные структуры Русской Православной Церкви были весьма неоднородны и многоплановы в социальном отношении. В истории многонационального Российского государства православие всегда имело важное значение, и его влияние на духовную жизнь общества было огромным.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к миру христианских ценностей, христианских воззрений на жизнь. Духовным водоразделом, отделившим одно социально-нравственное состояние русского человека от другого, положившим начало новой эпохе в истории не только Киевской Руси, но и всего исторического развития, стало принятие христианства.
Об истории крещения Руси существует весьма обширная научная литература, по-разному трактовавшая это событие в зависимости от обстоятельств. В последнее время в связи с изменениями в российском обществе произошел перелом в осмыслении данного фактора в историко-социальном и культурно-нравственном плане. Период отрицания позитивного влияния христианства уступил вдумчивому, хотя и не всегда однозначному анализу роли христианства в судьбах России и русского народа в контексте европейской и мировой цивилизации.
Православное крещение остается одной из наиболее ярких страниц русской истории. Следует отметить несколько точек зрения на причины христианизации Руси. Уже современники этих событий пытались объяснить смысл произошедших перемен. Так, в арабских и византийских источниках крещение Руси связывали с женитьбой князя Вла-