КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ - динамическая последовательность электронных карт-кадров, создающая при демонстрации эффект перемещения картографического изображения по экрану. Для их создания применяют особые графические средства: перемещение, трансформирование и мигание знаков, границ, контуров, изменение окраски (дефилирование цвета) и др. Программные модули позволяют менять скорость демонстрации, осуществлять покадровый просмотр, возврат к избранному кадру, обратную последовательность. С картографической анимации можно создавать панораму местности, менять проекции и масштаб, точку обзора, ракурс, эффект перемещения над картой («облёт» территории) на разной высоте и с разной скоростью, а также вращать трёхмерные геоизображения. Картографические анимации имеют временной масштаб, показывающий отношение времени демонстрации карты на экране к реальной длительности процесса. Например, масштаб 1:86000 означает, что 1 секунда демонстрации соответствует округлённо суткам, а масштаб 1:31500000 - соответствие 1 секунды одному году. Картографические анимации используют для создания палеореконструкций (например, раскола древнего материка Гондвана), показа быстро меняющихся объектов и процессов (например, изменения метеоусловий, созревания сельскохозяйственных культур, распространения наводнений, лесных пожаров), в том числе в реальном масштабе времени.
Исторические сведения о картографических анимациях. Первые картографические динамические фильмы были созданы еще в конце 50-х годов XX в. Тогда, в 1959 г., американский ученый Н.Троуэр исследовал возможности применения мультипликационных принципов в картографии. Однако реализовать его методы удалось лишь около 20 лет спустя. Первый картографический фильм, на основании которого строились теоретические предположения Н. Троуэра, состоял всего из двух карт. В дальнейшем им был создан фильм, состоящий уже из 50 карт и показывающий динамику населенности некоторых штатов США в 1936— 1957 гг. Фильм длился около 20 мин, в то время как все создаваемые в то время картофильмы составляли не более 2 — 3 мин.
Развитие вычислительной техники в последующие годы позволило перейти от аналоговых технологий к цифровым, демонстрация которых осуществлялась не на киноэкране, а на дисплее. Один из первых компьютерных роликов демонстрировал ориентацию орбиты спутника. В 1966 г. Корнвелл и Робинсон предложили использовать ЭВМ-фильмыв картографии.
В 70-егоды XX в. в США несколько возрос интерес к анимационной картографии. В это время был создан ряддисплей-фильмов.Из наиболее интересных следует отметить фильм трехмерных моделей роста заселенности г. Детройта [Тоблер, 1970], анимированную демонстрацию отмывки (вращение источника света вок-
руг деталей рельефа), фильм о динамике использования земель в одном из штатов.
К середине 70-хгодов вышли в свет несколько обзорных работ по мультипликационной картографии [Халас, 1974; Хантер, 1977; Левитан, 1977]. В это же время были созданы специализированные языки программирования, ориентированные на анимацию (языки BEFLIX и ANIMA II). Наиболее значимый практический эффект дал опыт ученых Великобритании: сделанные ими анимации процессов, происходящих в Ирландском море, позволили не только отразить движения водных масс, морских фронтов и течений, но и составлять прогнозы и оперативно принимать решения относительно освоения ресурсов моря, охраны морской среды и т. п.
Однако до начала 90-хгодов XX в. анимационная картография оставалась доступной лишь узкому кругу профессионалов и экспертов. Причиной тому была высокая цена вычислительной техники, ее низкая производительность и необходимость в затратах больших усилий на создание каждой анимации.
Однако удешевление компьютеров до уровня, когда они действительно стали персональными, и улучшение качества бытовых мониторов до уровня телевизионного сигнала и выше привели к резкому увеличению анимационных материалов [А. М.Берлянт, Л. А. Ушакова, 2000].
Бурный прогресс компьютерной техники, начавшийся около 1993 г появлению самых разнообразных типов анимаций.
Исторические сведения о картографических анимациях. Первые картографические динамические фильмы были созданы еще в конце 50-х годов XX в. Тогда, в 1959 г., американский ученый Н.Троуэр исследовал возможности применения мультипликационных принципов в картографии. Однако реализовать его методы удалось лишь около 20 лет спустя. Первый картографический фильм, на основании которого строились теоретические предположения Н. Троуэра, состоял всего из двух карт. В дальнейшем им был создан фильм, состоящий уже из 50 карт и показывающий динамику населенности некоторых штатов США в 1936— 1957 гг. Фильм длился около 20 мин, в то время как все создаваемые в то время картофильмы составляли не более 2 — 3 мин.
Развитие вычислительной техники в последующие годы позволило перейти от аналоговых технологий к цифровым, демонстрация которых осуществлялась не на киноэкране, а на дисплее. Один из первых компьютерных роликов демонстрировал ориентацию орбиты спутника. В 1966 г. Корнвелл и Робинсон предложили использовать ЭВМ-фильмыв картографии.
В 70-егоды XX в. в США несколько возрос интерес к анимационной картографии. В это время был создан ряддисплей-фильмов.Из наиболее интересных следует отметить фильм трехмерных моделей роста заселенности г. Детройта [Тоблер, 1970], анимированную демонстрацию отмывки (вращение источника света вок-
руг деталей рельефа), фильм о динамике использования земель в одном из штатов.
К середине 70-хгодов вышли в свет несколько обзорных работ по мультипликационной картографии [Халас, 1974; Хантер, 1977; Левитан, 1977]. В это же время были созданы специализированные языки программирования, ориентированные на анимацию (языки BEFLIX и ANIMA II). Наиболее значимый практический эффект дал опыт ученых Великобритании: сделанные ими анимации процессов, происходящих в Ирландском море, позволили не только отразить движения водных масс, морских фронтов и течений, но и составлять прогнозы и оперативно принимать решения относительно освоения ресурсов моря, охраны морской среды и т. п.
Однако до начала 90-хгодов XX в. анимационная картография оставалась доступной лишь узкому кругу профессионалов и экспертов. Причиной тому была высокая цена вычислительной техники, ее низкая производительность и необходимость в затратах больших усилий на создание каждой анимации.
Однако удешевление компьютеров до уровня, когда они действительно стали персональными, и улучшение качества бытовых мониторов до уровня телевизионного сигнала и выше привели к резкому увеличению анимационных материалов [А. М.Берлянт, Л. А. Ушакова, 2000].
Бурный прогресс компьютерной техники, начавшийся около 1993 г появлению самых разнообразных типов анимаций.