Умный вопрос Россия - крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером. В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян, проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений [19, C.27]. Выступая с докладом на совещании, посвященном развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что «Север - наш стратегический резерв в развитии государственности» [39, C.4]. В этой связи огромное значение имеет то, как эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути - «главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др. экспертов. Северный морской путь (СМП) соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли идут до 50 дней. Современный СМП - единственная широтная транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие. СМП - «единственное средство освоения богатого полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2 трлн. евро в денежном эквиваленте» [39, C. 39]. «Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова, является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным завоза оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их продукции» [21, C.44]. В то же время, как указывает автор, современные экономические условия требуют серьезных изменений в управлении транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта, который бы отображал социально-экономические, физико-географические особенности освоения Арктики, учитывал законодательные, научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России. В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути.
Россия - крупнейшее арктическое государство. Своей историей и основными жизненными интересами она связана с Арктикой, с Севером. В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов. 8% россиян, проживающих на территории Крайнего Севера, производят 1/5 национального дохода и обеспечивают почти 2/3 валютных поступлений [19, C.27]. Выступая с докладом на совещании, посвященном развитию районов Севера, премьер-министр РФ Владимир Путин указал, что «Север - наш стратегический резерв в развитии государственности» [39, C.4]. В этой связи огромное значение имеет то, как эффективна будет выстроена связь между Севером и материковой частью РФ. И здесь все внимание приковано к развитию Северного морского пути - «главной судоходной магистрали страны», по мнению Т. Станкевич и др. экспертов. Северный морской путь (СМП) соединяет северные и дальневосточные порты, Европу с Азией. Северным морским путем можно провести суда из Европы до Японии за 20 дней, в то время как существующими маршрутами через Суэцкий канал и вокруг Африки корабли идут до 50 дней. Современный СМП - единственная широтная транспортная магистраль на Европейском и Азиатском Севере, через которую проходит снабжение товарами арктических районов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, промышленное оборудование, продовольствие. СМП - «единственное средство освоения богатого полезными ископаемыми Арктического шельфа, в котором только по ориентировочным оценкам запасы минерального сырья содержатся на 1,5-2 трлн. евро в денежном эквиваленте» [39, C. 39]. «Морской транспорт, по мнению Ю.А. Евдокимова, является в настоящее время практически безальтернативным и наиболее эффективным завоза оборудования, энергоносителей, промышленных товаров и продовольствия, необходимых для функционирования хозяйственных комплексов, расположенных в прибрежных зонах Севера России, и вывоза их продукции» [21, C.44]. В то же время, как указывает автор, современные экономические условия требуют серьезных изменений в управлении транспортной системой Крайнего Севера, новых механизмов менеджмента и финансирования. В настоящее время практически нет единого проекта, который бы отображал социально-экономические, физико-географические особенности освоения Арктики, учитывал законодательные, научно-исследовательские потребности, которые должны быть удовлетворены для полноценной реализации потенциала Арктических регионов России. В связи с вышеперечисленным актуальным видится данное исследование, целью которого является изучение особенностей функционирования Северного морского пути.