Дослідження Виявлення ландшафтів у світі, що мають схожість із ландшафтами Україн
ни (закінчення)
Із курсу географії 7 класу пригадайте, де поширені гірські ландшафти. З'ясуйте,
які з них сформувалися в той самий геологічний час, що й Українські Карпати,
та розташовані в помірному кліматичному поясі. Зробіть висновки.
Чока́н (Шока́н) Чинги́сович Валиха́нов (каз. Шоқан Шыңғысұлы Уәлихан, настоящее имя — Мухамме́д-Хана́фия; ноябрь 1835, орда-зимовка Кунтимес, Аман-Карагайский округ, Область Сибирских Киргизов, Российская империя — 10 апреля 1865, урочище Кочен-Тоган, Семиречье) — великий казахский учёный, а также историк, этнограф, фольклорист, путешественник и просветитель, офицер Генерального штаба Российской армии, разведчик[1], [2]. Чокан Валиханов — чингизид, правнук Абылай хана. [3][4].
Исследования Валиханова печатались в трудах Русского Географического общества, также выходили в Берлине (1862 год), в Лондоне (1865 год) и вошли в 6-й и 7-й тома (1878—1879) 19-томной французской Всеобщей географии (фр. «La Nouvelle géographie universelle») Элизе Реклю. Собрание сочинений в пяти томах Ч. Валиханова вышли в Алматы в 1961—1972 гг. и повторно в 1984—1985 гг.
Чокан Валиханов родился в орде-зимовке Кунтимес Аман-Карагайского округа(ныне местность в Сарыколском районе Костанайской области). Его отец, Чингис Валиханов, был старшим султаном (главой данного округа). При рождении мальчику было дано мусульманское имя Мухаммед-Канафия. Позже придуманное его матерью прозвище Чокан закрепилось как официальное имя. В детстве (1842—1847 гг.) мальчик учился в казахской школе открытого в орде Кунтимес, где он получил начальные знания казахского, кыпшак-чагатайского, арабского и персидского языков[5]. Будучи сыном старшего султана, Валиханов с детства имел возможность общаться с известными поэтами, акынами и художниками, знакомиться с их творчеством. Вследствие этого у Чокана с ранних лет появилась особая любовь к устному и музыкальному народному творчеству казахов, а также к рисованию. Первые уроки рисования Чокан получил у русских военных топографов побывавших в Аманкарагайском (с 1844 года Кушмурунском) округе. Изначально Валиханов использовал тушь и карандаш, но позже стал рисовать и акварелью. Таким образом работы Чокана Валиханова стали первыми изображениями казахской степи, сделанными её коренным уроженцем. Рисование обостряло наблюдательность Валиханова. Он взял в привычку изображать на бумаге то, что видел вокруг, и сохранил эту привычку на всю жизнь. [6].
В 1847 году, в возрасте 12 лет, Чокана Валиханова отправляют на учёбу в Омский кадетский корпус. Там его встречает старый друг семьи Валихановых Дабшинский, и знакомит с маленьким кадетом Г. Н. Потаниным. Впоследствии Григория Николаевича и Чокана связывала большая дружба. В своих воспоминаниях Потанин писал, что когда Валиханову было 14-15 лет, начальство кадетского корпуса уже пророчило его в крупного исследователя и даже учёного[7]. Учитель истории Гонсевский также очень высоко ценил Чокана и иногда приглашал его к себе домой. Так у Валиханова появлялся доступ к богатой домашней библиотеке Гонсевского. Благодаря этому Чокан смог выучить немецкий и французский языки, познакомиться с трудами А. И. Лёвшина, П. И. Небольсина, А. Гумбольта, Ж-П. Абель-Ремюзы, Ю. Клапрота и других учёных.
Во время учёбы в корпусе у Чокана появилась страсть к путешествиям и мечта открыть миру тогда ещё неизведанную Азию[8].
Незадолго до окончания учёбы в кадетском корпусе учитель геодезии К. К. Гутковский познакомил Валиханова с семьёй Я. С. Капустина, на чьей дочери от первого брака он был женат. Вторая жена Якова Семёновича была дочерью И. П. Менделеева. Чокан был частым гостем в доме Капустиных. Другом семьи Капустиных была также О. И. Иванова, дочь декабриста И. А. Анненкова. Она познакомила Валиханова с Ф. М. Достоевским и поэтом С. В. Дуровым, гостившим в доме Ивановых после освобождения из Омского острога[9].
В 1852 году Чокан, по И. Н. Берёзина, написал статью «Ханские ярлыки Тохтамыша», которая считается первой научной работой Валиханова[10].
8 ноября 1853 года Чокан Валиханов окончил Омский кадетский корпус и стал офицером Российской армии, получив чин корнета[9].
А на юге, к примеру урожай можно по два раза за лето выращивать. И почва там более плодородная.
Всё население страны тянется в основном в Центральный район, т. к. он наиболее развит .В зонах мерзлоты очень мало населенных пунктов,мало людей.