Задание №1: Ученик должен написать физическое сочинение на заданную тему, в котором он должен дать решение и объяснение поставленных в физическом эссе проблем познания (выделены жирным шрифтом).
Репетиция симфонического оркестра
У каждого человека рабочий день начинается по-разному. У водителя автомобиля с запуска и прогрева двигателя перед поездкой, у хирурга с изучения последних данных о состояния здоровья пациента и мытья рук перед операцией, а у музыканта с настройки музыкального инструмента перед исполнением музыкального произведения. Давайте понаблюдаем за музыкантами перед началом спектакля.
Скрипач натирает канифолью смычок и проверяет натяжение струн. Дергает струну, прислушивается, потом поворачивает колки и снова дергает за струну. Удовлетворившись услышанным звуком, переходит к следующей струне и начинает все сначала. Зачем он это делает? В чем физическая сущность настройки скрипки, мандолины и других струнных инструментов? Почему приходится настраивать инструменты заново даже после небольшой прогулки?
Какое разнообразие инструментов – глаза разбегаются. Изящные и загадочные они оживают в руках музыкантов. Почему инструменты именно такие уже многие сотни лет?Для чего у скрипки и у других струнных инструментов корпус делают полым и фигурным?
Контрабас и скрипка имеют почти одинаковую форму, но различны в размерах – контрабас представляет собой увеличенную копию скрипки. В чем различие звучания скрипки и контрабаса?
Гитарист для возбуждения колебаний пощипывает струну, а струны арфы перебирают пальцами. Но как возбуждается вибрация скрипичной струны при плавном движении смычка?
У каждого струнного музыкального инструмента разное количество струн. Например, у балалайки их три, а на гитаре их семь, а у арфы их несколько десятков. Струны различаются либо по длине, либо по толщине. Почему? Для чего басовые струны обматывают металлической проволокой?
Звуки настраиваемых музыкальных инструментов заглушают друг друга, но, прислушавшись, всегда можно выделить из этой какофонии звучание того или иного даже негромко играющего инструмента. Почему, когда прислушиваются, то невольно раскрывают рот?
Чем дольше настраивается оркестр, тем сильнее изменяется звучание инструментов. Почему тон духовых инструментов повышается, когда музыканты «разыгрываются» перед выступлением оркестра? Почему тон струнных инструментов при этом понижается?
Рояль настраивают отдельно в другое время, потому что когда настраивают струнные инструменты перед открытым роялем, то рояль при нажатии педали начинает самопроизвольно звучать. Как это можно объяснить?
Про великих и не очень великих музыкантов рассказывают множество разных невероятных историй. Например, что, когда Паганини играл на скрипке, лопались стеклянные сосуды. Или, что однажды, когда порвались на его скрипке все струны кроме одной, то Паганини смог доиграть свое произведение на одной струне. Где здесь правда, а где ложь?
Наконец из-за кулис вышел дирижер, подошел к своему дирижерскому пульту, и тут же стихли все звуки. Дирижер что-то негромко сказал музыкантам, взял в руки дирижерскую палочку, а потом через секунду, подождав, когда прекратится шелест перелистываемых нот, взмахнул ей. И вдруг, откуда сверху, снизу, с боков полилась прекрасная музыка.
Велик и всемогущ человек, рождающий эту музыку. Слаб и ничтожен бывает он порой в своих житейских желаниях. Где же человек истинный, настоящий?
Найти: Есв
Решение.
Есв=Δm*c²,
∆m = Zmp + ( А- Z) mn - Мя, из символической записи изотопа лития 6 3 Li , видим, что А = 6 и Z =3, т.е в ядре изотопа лития 6 нуклонов, из них 3 протона и 3 нейтрона (N =А – Z).
Есв ={ Zmp + ( А- Z) mn - Мя} *с² =[3∙1,6724∙10-27 +(6-3) ∙ 1,6748 ∙10-27 - 9,9885 •10-27кг ] ∙ (3∙10⁸ )2 = 4,761 * 10⁻¹²Дж
пусть h - максимальная высота подъема при стрельбе вертикально
1) из кинематики имеем: Sy = H = (V(y)^2 - V0(y)^2) / -2g
ясно, что при максимальной высоте подъема конечная скорость V равна нулю:
H = V0(y)^2 / 2g = V0^2 sin^2 α / 2g
2) пренебрегая сопротивлением воздуха, запишем закон сохранения энергии (можно и аналогично первому действию вывести формулу, но так веселее):
m V0^2 / 2 = m g h,
h = V0^2 / 2g
3) видно, что h > H. чтобы узнать, во сколько раз h больше H, разделим первую величину на вторую:
h / H = (V0^2 / 2g) * (2g / V0^2 sin^2 α) = 1 / sin^2 α = 4 / 2 = 2.