Раскрыть содержание свойства, явления, процесса, величины, закона, прибора (два из них по выбору, например, инерции как явления и силы трения как величины) по планам обобщенного характера.
2) Решите две задачи по выбору.
ПЛАНЫ ОБОБЩЕННОГО ХАРАКТЕРА
Что нужно знать о научном факте
1. Объект познания.
2. Цель исследования.
3. Основные сведения из жизни и деятельности исследователя.
4. Средства познания.
5. Условия проведения исследования методы) исследования.
7. Результаты исследования.
8. Связи и отношения данного исследования с другими.
Что нужно знать о явлении (свойстве, процессе)
1. Внешние признаки.
2. Условия, при которых проявляется свойство, протекает явление или процесс.
3. Сущность явления, свойств и процессов, механизм их протекания и объяснение на основе современных научных теорий.
4. Определение.
5. Величины, характеризующие явление, свойство или процессы.
6. Использование явлений, свойств тел, веществ, полей или процессов на практике предупреждения вредного воздействия явления, свойства материальных объектов или физического процесса на человека и окружающую среду.
Что надо знать о величинах
1. Какое явление или свойство тел (веществ), процесс характеризует данная величина.
2. Определение величины.
3. Обозначение.
4. Определительная формула (для производной величины – формула, выражающая связь данной величины с другими).
5. Какая эта величина – скалярная или векторная. Для векторной величины: точка приложения и направление.
6. Единица измерения величины в СИ измерения величины.
8. Разновидности величин (например, сила тяжести, сила упругости, сила электростатического взаимодействия и т.п.).
Задачи
1. Уравнение зависимости проекции скорости движущегося тела от времени: x = 3 + 2t (м/с).
Каково соответствующее уравнение проекции перемещения тела?
A. Sx = 2t2 (м). В. Sx = 3t + 2t2 (м).
Б. Sx= 2t + 3t2 (м). Г. Sx= 3t + t2 (м).
2. Находящемуся на горизонтальной поверхности стола бруску сообщили скорость 5 м/с. Под действием сил трения брусок движется с ускорением 1 м/с2. Чему равен путь, пройденный бруском за 6 с?
А. 6 м. Б. 12 м. В. 12,5 м. Г. 30 м.
N - мощность горелки,
t - искомое время,
Q - затраченное количество теплоты.
Разберемся поэтапно с Q.
На что наша горелка будет затрачивать энергию?
- плавление льда: λ m(л)
- нагрев образовавшейся воды до температуры кипения от начальной - нуля: c m(л) (100 - 0) = 100 c m(л)
- нагрев воды, которая уже находилась в сосуде: c m(в) (100 - 0) = 100 с m(в)
Таким образом, Q = λ m(л) + 100 c m(л) + 100 с m(в).
Запишем найденную формулу Q в формулу мощности:
N = ( λ m(л) + 100 c m(л) + 100 с m(в) ) / t,
откуда искомое время t:
t = ( λ m(л) + 100 c m(л) + 100 с m(в) ) / N.
Упростим выражение (выносим сотню и удельную теплоемкость воды за скобки):
t = ( λ m(л) + 100 c (m(л) + m(в)) ) / N,
t = ( 335*10^3 * 35*10^-2 + 10^2 * 42*10^2 * 9*10^-1) / 1,5*10^3,
t = (117250 + 378000) / 1,5*10^3,
t = (117,25 + 378) / 1,5 ≈ 330,16 c ≈ 5,5 мин
пусть условия на этом уровне нормальные (P = 10^5 Па, T = 273 K)
запишем первый закон Ньютона:
Fa + mg + F = 0, где Fa - Архимедова сила, F - искомая сила натяжения
в проекции на некоторую ось, направленную в сторону Fa:
Fa - mg - F = 0
2) пусть высота подъема шара - максимальная, тогда силы, действующие на него, скомпенсированы (аналогично):
Fa - mg = 0
пусть на h(max) плотность воздуха равна p'(в) = p(в) / 2.
составим систему уравнений:
p(в) g V = F + mg
p'(в) g V = mg
вычитаем из первого уравнения второе
gV (p(в) - p'(в)) = F
F = p(в) g V / 2.
3) по уравнению Менделеева-Клапейрона (пусть воздух - идеальный газ):
P V = m R T / M
делим на объем обе части
P = p R T / M => p = P M / R T.
молярная масса воздуха M = 29*10^-3 кг/моль
F = P M g V / 2 R T
F = 10^5 * 29 * 6 / 2 * 8,31 * 273,
F = 3 834,913 H ≈ 3,8 кН