Идея рационального освоения реальности выражается в методологическом принципе рационализма, который признает разум единственной основой познания, нередко связывая этот процесс с постижением истины.
Вторым важнейшим методологическим принципом в науке можно считать принцип причинности, утверждающий,что у всех процессов, наблюдаемых в реальности, имеется причина, и, следовательно, рациональное освоение реальности должно быть направлено на выделение этой причины на наиболее общем, сущностном уровне, и установление в явной форме закономерностей причинно-следственных отношений реальности.
Третий принцип - методологический принцип дополнительности, сформулированный в первой половине ХХ века выдающимся датским физиком, создателем квантовой теории атома Нильсом Бором. Согласно Н. Бору, при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени.
Вторым важнейшим методологическим принципом в науке можно считать принцип причинности, утверждающий,что у всех процессов, наблюдаемых в реальности, имеется причина, и, следовательно, рациональное освоение реальности должно быть направлено на выделение этой причины на наиболее общем, сущностном уровне, и установление в явной форме закономерностей причинно-следственных отношений реальности.
Третий принцип - методологический принцип дополнительности, сформулированный в первой половине ХХ века выдающимся датским физиком, создателем квантовой теории атома Нильсом Бором. Согласно Н. Бору, при экспериментальном исследовании микрообъекта могут быть получены точные данные либо о его энергиях и импульсах, либо о поведении в пространстве и времени.