Вы пришли устраиваться на работу в отдел новостей газеты. Вам поручили вести раздел «Новости культуры, экономики, политики». Вам нужно.: 1. Назвать, к какой сфере процесса воспроизводства относятся экономические явления или процессы (производство, распределение, обмен, потребление):
1. В регионе открылся новый нефтеперерабатывающий завод.
2. С успехом традиционный фестиваль народной песни.
3. Государство установило ограничения для членства в общественных организациях.
4. С первого марта бюджетники будут получать более высокую зарплату.
5. Государство сократило экспорт нефти.
6. Уровень потребления картофеля на душу населения в России значительно выше, чем в США
7. Известная актриса пожертвовала свою международную премию в фонд бездомным животным.
8. Государство установило более высокие налоги на прибыль корпораций.
9. Социологические исследования показали, что молодежь очень мало читает.
Упражнение №2.
Прочитайте текст. Укажите, какие из экономических событий относятся к сфере производства (пр.), распределения (р.), обмена (о.), потребления (п.).
Студент Иванов проснулся рано утром и позавтракал ( ). Затем он сел на троллейбус и поехал в институт, заплатив кондуктору за проезд ( ). По дороге он купил булочку и сок, чтобы перекусить на перемене ( ). Был день выдачи стипендии и Иванов получил от старосты свои деньги ( ). Затем он поспешил домой, так там его уже ждали два ученика, у которых он был репетитором – готовил их к поступлению в ВУЗ ( ). Увидев на улице голодную собачку, он купил сосиску ( ) и отдал собачке ( ).
Упражнение №3.
Прочитайте текст «Тревоги и радости предпринимателя». В скобках отметьте, к какому экономическому отделу относятся те или иные экономические явления или процессы (микроэкономика) или (макроэкономика).
Как всегда утром предприниматель Петров открыл свой магазин и начал работу ( ). Пошли покупатели: кто купит хлеба, кто – молока ( ). Петров включил стоящий в магазине телевизор и настроение его сразу ухудшилось: диктор говорил о введении новых налогов на бизнес ( ). Покупательницы-пенсионерки расстроились, услышав, что снова возросла инфляция ( ). «Ничего, бабуля, - подбодрил старушку Петров – проиндексируют тебе пенсию, сведешь концы с концами» ( ). В это время поставщик привез новые товары ( ). К вечеру Петрову позвонили из банка и сказали, что ему предоставлен низкопроцентный кредит ( ). Настроение у Петрова улучшилось. «Вот включили бы мой магазин в государственную программу поддержки малого бизнеса ( ), я бы новый отдел в магазине открыл» ( ).
Упражнение №4.
Прочитайте следующий текст. Определите, в каком случае имеет место позитивный, а в каком нормативный подход к анализу экономических процессов.
«Центр экономических исследований опубликовал анализ информации об экономической ситуации в стране: снижение уровня безработицы до 6% вызвало рост инфляции в 12% в месяц, что подтверждает закономерность, сформулированную Филиппсом» ( ). На следующий же день ряд крупных экономистов обратились к правительству с требованием вмешаться в развитие экономики: инфляция не очень опасна, а вот уровень безработицы должен быть снижен до 4% ( ). Несколько экономистов, стоящих на других позициях, заявили, что государству следует использовать другие инструменты регулирования. «Главное не допустить гиперинфляции, тогда рынок сам справится со своими проблемами» ( ).
Упражнение №5.
1. Используя метод научной абстракции, сформулируйте экономические категории:
а) рубль, доллар, евро, - ……………………………
б) хлеб, молоко, мясо, овощи - ……………………………..
в) трактор, лопата, станок - …………………………………
г) токарь, слесарь, инженер - ……………………………….
д) продаваемые на рынке обувь, одежда, продукты - …………………….
е) акции, облигации, векселя, аккредитивы - …………………….
Упражнение №6.
Представьте себе, что в некоторой виртуальной реальности встретились К. Маркс, Д.М. Кейнс, А. Смит, А. Маршалл, М.Вебер, Й.Шумпетер и Ф.Кенэ и между ними состоялся приводимый ниже разговор. Кому из ученых могло принадлежать то или иное высказывание?
«Господа, я считаю, что государственное регулирование экономики совершенно недопустимо. Государство должно играть роль ночного сторожа, обеспечивать выполнение «правил игры» – законов, регулирующих хозяйственную деятельность, а остальное выполнит рынок». ( )
«Позвольте с Вами не согласиться. Рынок может успешно выполнять свои функции только при наличии совершенной конкуренции, а где Вы ее у нас видели? Без государственного регулирования экономики не обойтись».( )
«Господа! Этот вопрос необходимо рассматривать с классовых позиций. Вначале государство должно директивно управлять экономикой в интересах победы пролетариата, а потом, когда мы построим бесклассовое общество, государство само отомрет». ( )
«А у меня, господа, совершенно противоположное мнение. Чтобы стать подлинной наукой, экономика должна быть идеологически нейтральной и не решать классовые вопросы, а заниматься проблемами рационального использования ограниченных ресурсов». ( )
Все субъекты мирового хозяйства взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений. Международные экономические отношения – система хозяйственных связей между экономиками разных стран, опирающаяся на международное разделение труда. Эта система охватывает торговлю, производственные, финансовые, научно-технические связи, ввоз и вывоз капитала, миграцию рабочей силы, сотрудничество в решении глобальных экологических проблем. Основными формами международных экономических отношений являются:
1) международная торговля;
2) международное движение капиталов;
3) международная миграция рабочей силы;
4) международные научно-технические связи;
5) международные валютно-финансовые отношения.
Участие в системе международного разделения труда выгодно для всех стран, поскольку позволяет более эффективно расходовать ограниченные ресурсы, производя внутри страны то, что получается с меньшими затратами, чем у других стран, и экспортируя это на мировом рынке по конкуренто ценам.