Рынок – базовое понятие экономики, т.к. именно на рынке взаимодействуют фирмы. Рынок в широком и более точном смысле – это всеобщая форма экономических связей между людьми и рыночной экономикой в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Рынок в более узком смысле – сфера товарного обращения, вся совокупность сделок купли-продажи.
«...Рынок хорошо определен и включает в себя либо однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, которые представляют собой довольно хорошие заменители (иди дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействуют с другой экономикой» (Жан Тироль).
Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков: рынок рабочей силы, финансовый рынок, потребительский рынок, рынок услуг, рынок средств производства, рынок технологий, рынок духовных благ.
Эти элементы рынка неодинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с капитала не может функционировать производство. Это происходит в рамках определенной технологии, которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке - рынке технологий.
Принципиальное значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные и перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.
Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Рынок распространяется и на духовную сферу, стимулируя рождение, распространение, использование духовных идей.
Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и др.
Исследуя соотношение между рынком и отраслью, предварительно выявляют границы рынка и определяют фирмы, производящие товар на этом рынке.
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: 1) продуктовые границы, отражающие товаров заменять друг друга в потреблении, 2) временные границы (длительность периода потребления, наличие барьеров входа), локальные границы (острота конкуренции, наличие барьеров входа). Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
Экономические системы: 1 Традиционная ( основана на традициях и обычаях, примитивные орудия труда, экстенсивный метод хозяйства, отношения без посредников) 2. Рыночная ( отсутвие государственного вмешательства, работает закон спроса и предложения, наличие частной собственности, конкуренции) 3. Плановая или командая ( огромное государственное вмешательство, централизованная система управления, отсутвие частной торговли и конкуренции) 4. Смешанная ( элементы плановой экономики в рыночной системе, государственное регулирование для поддержание экономики и для уменьшения эффектов спада, защита потребителей)
Рынок – базовое понятие экономики, т.к. именно на рынке взаимодействуют фирмы. Рынок в широком и более точном смысле – это всеобщая форма экономических связей между людьми и рыночной экономикой в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Рынок в более узком смысле – сфера товарного обращения, вся совокупность сделок купли-продажи.
«...Рынок хорошо определен и включает в себя либо однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, которые представляют собой довольно хорошие заменители (иди дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействуют с другой экономикой» (Жан Тироль).
Рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков: рынок рабочей силы, финансовый рынок, потребительский рынок, рынок услуг, рынок средств производства, рынок технологий, рынок духовных благ.
Эти элементы рынка неодинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с капитала не может функционировать производство. Это происходит в рамках определенной технологии, которая также выступает в качестве товара на соответствующем рынке - рынке технологий.
Принципиальное значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. От его состояния зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные и перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на денежный рынок и рынок капиталов.
Рынок услуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Рынок распространяется и на духовную сферу, стимулируя рождение, распространение, использование духовных идей.
Рынок выполняет ряд функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую и др.
Исследуя соотношение между рынком и отраслью, предварительно выявляют границы рынка и определяют фирмы, производящие товар на этом рынке.
Идентификация рынка зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: 1) продуктовые границы, отражающие товаров заменять друг друга в потреблении, 2) временные границы (длительность периода потребления, наличие барьеров входа), локальные границы (острота конкуренции, наличие барьеров входа). Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависят, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа.
1 Традиционная ( основана на традициях и обычаях, примитивные орудия труда, экстенсивный метод хозяйства, отношения без посредников)
2. Рыночная ( отсутвие государственного вмешательства, работает закон спроса и предложения, наличие частной собственности, конкуренции)
3. Плановая или командая ( огромное государственное вмешательство, централизованная система управления, отсутвие частной торговли и конкуренции)
4. Смешанная ( элементы плановой экономики в рыночной системе, государственное регулирование для поддержание экономики и для уменьшения эффектов спада, защита потребителей)