Тема 3 «Конкуренция и монополия»
1. Основные термины и понятия
Каждому из приведенных положений, отмеченных цифрами, найдите
соответствующий термин или понятие, отмеченный буквами
1. Соперничество производителей за лучшие условия производства и сбыта продукции Г
2. Конкуренция в условиях превышения предложения над с Конкурентное поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками
4. Снижение цены товара в целях укрепления конкурентного положения на рынке на основе сокращения издержек производства
5. Создание товаров-заменителей
6. Конкуренция, ведущая к выигрышу покупателя
7. Фирма, которая доминирует на рынке и имеет полный контроль над ним
8. Цена, устанавливаемая продавцом выше цены равновесия, путем сокращения объема предложения
9. Монополия, возникающая в результате поглощений, слияний, заключения соглашений
10. Состояние рынка, при котором удовлетворение с эффективнее при отсутствии конкуренции
11. Рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции
12. Рынок, на котором потребитель теряет часть потребительского излишка
13. Сумма квадратов долей отдельных фирм в общем объеме рыночного оборота
а. добросовестная конкуренция
б. естественная монополия
в. искусственная монополия,
г. конкуренция
д. конкуренция продавцов
е. коэффициент рыночной концентрации
ж. монополизированный рынок
з. монополия
и. монопольно высокая цена,
к. неценовая конкуренция
л. олигополия
м. рынок несовершенной конкуренции
н. созидательное конкурентное поведение,
о. ценовая конкуренция,
( Здесь и далее среди терминов и понятий имеется дистрактор - излишнее понятие или термин)
2. Верно/неверно
1. Конкуренция между покупателями в условиях рынка невозможна
2. Конкуренция между производителями является следствием ограниченности ресурсов общества
3. В результате конкуренции выигрывают только некоторые производители
4. Следствием конкуренции является неэффективное распределение ресурсов
5. Снижение цены как метод конкурентной борьбы может происходить не только на основе снижения издержек производства
6. Послепродажное обслуживание относится к методам недобросовестной конкуренции
7. На рынке совершенной конкуренции действует ограниченное число продавцов
8. Вход на рынок совершенной конкуренции свободен
9. Совершенная конкуренция обеспечивает наиболее эффективное распределение ограниченных ресурсов общества
10. Современное государство борется с конкуренцией
11. Если фирма сама может устанавливать цены на свою продукцию, то она обладает монопольной властью
12. Монополия не противоречит конкуренции
13. Крупное предприятие всегда является монополистом
14. Обладание исключительными правами всегда порождает монополию
15. Монополия всегда неэффективна
16. Монопольно высокая цена – это любая цена выше цены рыночного равновесия
17. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают
18. Олигополия и монополистическая конкуренция отличаются лишь числом продавцов на рынке
19. Чем ниже значение коэффициента рыночной концентрации (ИХХ), тем ниже степень монополизации рынка
20. Монополизация рынков ведет к чистым потерям общества
Задача
На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-ой приходится 70% продаж, на долю 2-ой – 30%.
1) Определить индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ),
2) Как изменится индекс Харфинделла-Хиршмана (ИХХ), если
а) объемы продаж 1-ой фирмы увеличится на 10%?
б) две фирмы объединятся?
в) вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемом продаж в 50 и 20%?
Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ.
Валютное регулирование, осуществляемое Центральным банком РФ
Необходимость регулирования валютного курса связана с негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Снижение курса национальной валюты приводит к повышению цен на внутреннем рынке, т.е. к уменьшению покупательной национальной денежной валюты. При постоянном снижении курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не на издержки производства, а на падение курса национальной валюты. Снижение курса усиливает инфляцию.
Поддержание стабильного курса национальной валюты определяет стабильность цен, денежного обращения и является важнейшей функцией Центрального банка РФ.
Традиционно ЦБ РФ осуществляет регулирование валютным курсом с проведения денежно-кредитной политики,
– валютных интервенций.
На практике используются две основные формы валютной политики:
1. Дисконтная, или учетная политика. Помимо изменения условий рефинансирования коммерческих банков, используется для регулирования валютного курса и платежного баланса.
2. Девизная политика. Заключается в том, что ЦБ, покупая и продавая иностранную валюту (девиз), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы (валютные интервенции).
Смысл валютных интервенций ЦБ РФ заключается в том, что, приобретая на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) национальную валюту за счет официальных золотовалютных резервов, ЦБ увеличивает на нее с и, следовательно, ее курс. И наоборот, продажа ЦБ крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Кроме прямых мер валютного регулирования (дисконтной и девизной политики), на значение валютного курса оказывают влияние законодательные нормы. К этим нормам относятся:
1. Нормы налогового законодательства: налогообложение курсовых разниц, форма платежей налогов по валютным операциям, налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.
2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития: законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны, требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу, норма обязательной продажи валютной выручки, ставка % по валютным кредитам, списываемая на себестоимость, регламентация государственных закупок (выбор поставщиков – отечественных или иностранных).
3. Нормы банковского законодательства: нормы обязательных резервов и форма их перечисления в ЦБ, требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте.
В настоящее время ЦБ РФ реализует т.н. управляемый плавающий курс рубля. Этот тип определения валютного курса связан с тем, что ежедневный курс рубля по отношению к основным иностранным валютам определяется в результате торгов (соотношения с и предложения соответствующих валют) на ММВБ. Основными участниками торгов являются КБ, финансовые институты и ЦБ РФ.
Фактическая месячная норма выработки:
2*8*20 = 320 штук изделий
Сдельная расценка сверх нормы при увеличении на 20%:
2*1,20 = 2,40 руб.
Сдельная расценка сверх нормы при увеличении на 40%:
2,40*1,40 = 3,36 руб.
Сдельная расценка сверх нормы при увеличении на 60%: 3,36*1,60 = 5,38 руб. Заработную плату при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда определяем по формуле: Зсд-прогрес=Rо*qпл+Rув(qф-qпл), где
Ro – расценка прямая (обычная),
Red – расценка увеличенная (повышенная).
qф, qпл – фактический и плановый выпуск.
Зарплата рабочего за месяц составит:
(200 руб.*100) + 2,40*(320-100) + 3,36*(320-100) + 5,38*(320-100) =
20000 + 528 + 739,20 + 1183,60 = 22 451 руб.
Объяснение:наверное так проверь