Об'єм виробництва складає 8000 одиниць, криву попиту описує рівняння аd=8200 - 2р. через певний проміжок часу природний об'єм виробництва збільшився на 50%, а рівняння сукупного попиту вигляд: аd=12350 -2р. на скільки відсотків за цей період змінився рівноважний рівень цін? 2. хай національну економіку описує система рівнянь: у= з + i + g, де у рівний ввп в закритій економіці; з = 150+0,8(у- т); i = 190, g = 250, т = 150. визначте: а) рівноважний рівень доходу; б) якщо у = 2500, то наскільки збільшаться інвестиції в запаси? 3. депозити комерційного банку 200 млн. грн. фактичні резерви (обов'язкові і надмірні) дорівнюють 60 млн. грн. резервна норма — 20%. як може змінитися пропозиція грошей, якщо банк використовує всі надмірні резерви для надання позик?
Развитые и эффективно функционирующие институты задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение людей в определенное русло и, тем самым, делая ситуацию на рынке труда и в сфере социально-трудовых отношений более определенной [4, С.124].
Институтами рынка труда понимаются, во-первых, «правила игры», закрепленные в законах, нормативных актах, принципах, социальных нормах, во-вторых, учреждения и организации, формирующие инфраструктуру рынка труда, целевой функцией которых является оптимизация поведения участников социально-трудовых отношений, в-третьих, механизмы, регулирующие функционирование рынка труда и его развитие. В структуре институтов рынка труда различают формальные и неформальные институты, регламентирующие взаимодействие индивидов и групп в социально-трудовой сфере (рис.1.1).

Рис. 1.1. Институты рынка труда
К формальным институтам, прежде всего, относятся законы и нормативные акты. Трудовым кодексом регламентируются условия найма, увольнения, оплаты труда, его дифференциации, демографические, гендерные и социальные аспекты трудовых отношений. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» определяет правовые, экономические, организационные основы развития рынка труда, его основных институтов, а также гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на социальную защиту от безработицы. Экономические агенты реализуют эти права как «пучок правомочий», позволяющих принимать необходимые решения по поводу ресурсов данного вида.
Инструментом, который реализует «обмен правомочий», является контракт. Различают контракты явные и неявные, кратко- и долго индивидуальные и коллективные. Для того чтобы сократить издержки, связанные с невыполнением (не полным выполнением) обязательств по контракту, избежать проявления различных форм оппортунистического поведения, снизить риски, связанные с непредвиденными обстоятельствами, необходимы определенные гарантии, которые бы, во-первых, облегчали адаптацию к непредвиденным событиям в течение срока действия контракта и, во-вторых, обеспечивали его защиту. В связи с этим важную функциональную роль играют институты контроля за соблюдением контрактов на рынке труда, включая трудовой арбитраж, трудовую инспекцию, профсоюзы. Не менее значимы институты посредничества и информационной поддержки контрагентов рынка труда. Они включают центры занятости, службы трудоустройства и информации населения, частные и государственные кадровые агентства и т.д. [4, С.123].
В системе формальных институтов, регулирующих рынок труда, институты государственного регулирования включают органы контроля, систему страхования рисков безработицы, государственные службы занятости населения и др. Государство законодательно регулирует условия найма, режим работы, организацию оплаты труда, порядок заключения коллективных договоров, привлечение иностранной рабочей силы для работы на российских предприятиях. Государственное регулирование рынка труда возможно также путем установления размеров минимальной оплаты труда, индексации заработной платы с целью защиты ее от инфляции. Система мер, направленных на повышение эффективности институтов государственного регулирования рынка труда, предполагает формирование прочной правовой основы; совершенствование регулирования условий найма персонала посредством заключения коллективных соглашений и контрактов на основе переговоров между работодателями, работниками и профсоюзами; формирование механизма индексации заработной платы с учетом стоимости жизни; улучшение системы нормирования труда, оптимизацию налогообложения. Государство выступает также непосредственным работодателем, создавая рабочие места в общественном секторе, формирует спрос на труд через механизм государственных закупок товаров и услуг.
Пример. Объект основных средств первоначальной стоимостью 120 тыс. руб. и сроком полезного использования 5 лет после 3 лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 тыс. руб. Срок полезного использования увеличен на 2 года. Определить годовую сумму амортизационных отчислений.
Новый срок полезного использования 2 (5-3) + 2 = 4 года. Остаточная стоимость объекта составит 120 000 – 120 000 × 3 / 5 + 40 000 = 88 000. руб. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 22 тыс. руб. определяется из расчета 88 000 / 4.
Пример. Объект основных средств первоначальной стоимостью 210 000 руб. имеет срок полезного использования 8 лет. Определить годовую норму амортизации и годовую сумму амортизационных отчислений при линейном начисления амортизации.
Годовая норма амортизации составит:
1 ´ 100%/8 = 12,5%.
Годовая сумма амортизационных отчислений составит:
210 000 ´ 12,5 / 100 = 26 250 руб.
Объяснение: