Конкуренция и монополия
конкуренция — это соревнование на рынке. различают совершенную и несовершенную конкуренцию. совершенная конкуренция характеризуется множеством производителей, которые изготавливают одну и ту же продукцию одинакового качества. один производитель не может влиять на цены и спрос. рынок совершенной конкуренции является редким исключением (рынок сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг). он подвержен колебаниям в результате изменения конъюнктуры, то есть спроса, предложения и т.д.
несовершенная конкуренция имеет несколько видов. олигополия подразумевает наличие нескольких крупных фирм, каждая из которых имеет определенную власть над предложением товаров и ценой. олигополия может быть двух видов: чистая, когда все фирмы выпускают одну продукцию, и дифференцированная, когда продукция одного функционального назначения (сталелитейная, автомобильная и другие промышленности). все фирмы в олигополии зависят друг от друга. их поведение на рынке всегда взвешено и учитывает поведение конкурентов.
монополия — это форма конкуренции, когда на рынке действует только одна фирма, продукция которой является уникальной. власть над ценой абсолютная. вход на рынок невозможен. недостатком монополии является отсутствие конкурентной борьбы, которая стимулирует научно-технический прогресс.
методы государственного регулирования монополий: административный контроль в виде финансовых санкций, применяемых в случае нарушения антимонопольного законодательства; организационный механизм (снижение таможенных пошлин, поддержка малого бизнеса, процедуры лицензирования); антимонопольное законодательство, запрещающее слияние крупных фирм. особую роль выполняет государственный комитет по антимонопольной политике, который ведет реестр компаний с объемом производства 35% и более продукции данного вида. антимонопольное регулирование применяется с целью уменьшения потерь общества от монополизации рынка.
1) выделите смысловые части текста, озаглавьте каждую из них (составьте план текста)
Экономика в нашей жизни
Многие из нас часто задумываются о том, зачем нужна экономика в жизни среднестатистического гражданина. Обратимся к определению слова «экономика», которое дается в любом школьном учебнике. Экономика – это совокупность отношений между людьми в сфере производства, распределения и потребления продуктов труда, соответствующая данной ступени развития общества. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться.
Объяснение:
Денежный мультипликатор - это коэффициент, который отображает соотношение между первичной эмиссией денег и конечным увеличением денежной массы в результате этой эмиссии.
Денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы-коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличть денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена.
Денежный мультипликатор – отношение предложения денег к денежной базе. m=MS/MB=(С+D)/(C+R), где МВ – денежная база, R – резервы, D – депозиты. Денежный мультипликатор показывает как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу (денежная база – наличность, вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в Центральном Банке) .
Механизм банковского мультипликатора связан со свободным резервом. Свободный резерв представляет собой совокупность ресурсов коммерческих банков.
Свободный резерв системы коммерческих банков складывав ется из свободных резервов отдельных коммерческих банков, поэтому от увеличения или уменьшения свободных резервов отдельных банков зависит величина свободного резерва всей системы:
СР = К + ПР + ЦК-ОЦР-Ао,
где СР — свободные резервы коммерческих банков;
К — капитал системы коммерческих банков;
ПР — привлеченные ресурсы системы коммерческих банков (средства на депозитных счетах) ;
ЦК — централизованный кредит, предоставляемый Центро-банком коммерческим банкам;
ОЦР — отчисления коммерческих банков в централизованный резерв Центробанка;
Ао — ресурсы, которые на данный момент уже вложены в активные операции коммерческих банков.
Несколько по-другому выглядит формула свободного резерве для отдельного банка:
СР = К + ПР + ЦК - ЦР ± МБК - А,
где К — капитал банка;
ПР — привлеченные банком ресурсы на депозитные счета;
ЦК — кредиты от Центрального банка;
ЦР — отчисления коммерческого банка в централизованный резерв;
МБК — межбанковский кредит;
А — вложения банка в активные операции.
Из всех вложений коммерческих банков в активные операции (А) только кредитные вложения создают новые депозиты т. е. выполняют эмиссионную функцию.
Важным свойством свободного резерва является постоянный переход его от распоряжения одного банка в распоряжение другого при совершении межбанковских расчетов. Величина свободного резерва в целом по системе банков отражает крайнюю границу их эмиссионных прав.
Право реализации свободного резерва банки стараются использовать быстрее, так как от этого зависит получение прибыли. В результате за определенный промежуток времени в банковской системе создается значительно большее количество денег на депозитных счетах, чем было образовано в результате первоначального увеличения свободного резерва.
Объяснение: