Iii. итог урока. блиц-опрос (да/нет) 1. согласны ли вы с тем, что несовершенный конкурент не может влиять на цены товаров, которые он продает? 2. разнообразие производства не является условием совершенной конкуренции. 3. монополистическая конкуренция характеризуется тем, что на рынке действует ограниченное число фирм. 4. модель совершенной конкуренции так подробно изучается , поскольку большинство реальных рынков функционирует в соответствии с принципами данной модели. 5. рынок приводит к дифференциации производителей. 6. если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется олигополией. 7. рынок, на котором один покупатель и много продавцов, есть монопсоиия. 8. рынок, на котором есть только один продавец и много покупателей, есть монополия. 9. на рынке абсолютной монополии понятия «фирма» и «отрасль» . контрольные вопросы и 1. какие затраты труда являются общественно необходимыми? 2. в чем сущность закона стоимости? 3. поясните функции, выполняемые законом стоимости в рыночной . 4. решите : индивидуальная стоимость единицы продукции в первой группе производителей обуви составляет 12 дол., во второй - 15, в третьей 17 дол. общественная стоимость равна 15 дол. первая группа получит добавочный доход 3 дол. на каждой паре обуви, а третья соответственно потеряет 2 дол. оцените сложившуюся ситуацию. какие действия предпримут производители? к каким изменениям в жизни общества они ? 5. предположим, что в обществе производится слишком много тканей и недостаточно обуви. поскольку в этой ситуации цены на ткани окажутся ниже стоимости, производители не смогут возместить затраты своего труда. в то же время цепы на обувь превышают стоимость. может ли такое положение сохраняться бесконечно долго? какие изменения произойдут в отраслевой структуре производства? 6. продавцов продукции немного, среди них лидирует одна крупная фирма, имеющая возможность устанавливать цены на товар. это признаки: а) рынка совершенной конкуренции; б) монополистической конкуренции; в) олигополии; г) монополии. 7. какую роль играет дифференциация продукта в монополизации рынка? 8. какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? как вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции? 9. что такое естественная монополия, и почему некоторые виды монополии разрешаются правительством? 10. «все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». как вы оцениваете это утверждение? 11. существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?