Рыночная система – это явление очень динамичное и постоянно развивающееся. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства, без которого современный рынок существовать не может. Отметим несколько причин, объективно детерминирующих в любой стране взаимодействие рынка и государства. Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация наблюдалась в первые годы создания атомной энергетики в Великобритании, Франции, США, СССР. Серьезного внимания заслуживает японская модель долго индустриальной (структурной) политики. В японской модели сочетается долговременный стратегический подход к индустриальному развитию с гибкостью и оперативностью в решении конкретных структурных и конъюнктурных задач. В эту модель входят определение долго приоритетных целей, программирование и финансирование НИОКР, разработка комплексных проектов на национальном уровне, стимулирование внедрения и распространения новшеств и др.
Для России нужна экономика, которая бы сохраняла рыночную *систему, обеспечивала общественные товары и услуги, защищала население от вредных побочных последствий, перераспределяла доходы. Для этого правительству необходимо: 1.Создание правовой базы - предполагает создание системы политических и юридических гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. 2.Защита конкуренции - осуществляется при антимонопольного законодательства. Запрещаются поддержание монопольно высокой цены товара; навязывание контрагенту невыгодных условий договора; уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками); необоснованное установление различных цен на один и тот же товар; создание дискриминационных условий и.т.д. 3.Перераспределение доходов и ресурсов – существующая рыночная система создает значительные неравенства в доходах населения. Существует несправедливая дифференциация доходов, монополизм. Поэтому необходимо регулирование рыночной экономики. Оптимальное регулирование рыночной экономики необходимо достичь через рыночное вмешательство путем модификации рыночных цен, прогрессивное налогообложение личных доходов. Это: пособия остро нуждающимся, пенсия инвалидам, иждивенцам, пособие по безработице. Если правительство хочет обеспечить долго экономический рост, оно должно стимулировать внутренние инвестиции и сбережения, инвестиции из-за границы; стимулировать образование и научные исследования, защищать права собственности, обеспечивать политическую стабильность, стимулировать свободную торговлю, контролировать темпы роста населения. Пути экономического развития: · совокупные расходы должны быть достаточны для поддержания полной занятости и отсутствия безработицы; · необходимо увеличивать совокупные расходы, чтобы обеспечить прирост ВВП; · повышать производительности труда; · получать наибольшее количество готовой продукции · улучшать использование основных и оборотных фондов; · эффективно распределять ресурсы и затраты труда. Перечисленные факторы определяют предпосылки и перспективы развития и роста экономики.
Рыночный механизм может оказаться недостаточно эффективным, когда необходимо осуществить крупные инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости. Речь идет об инвестициях в основной капитал с особо медленным оборотом, вложениях в экономическую и социальную инфраструктуру, в новейшие отрасли, которые нацелены на выпуск продукции с неясными перспективами спроса. Такая ситуация наблюдалась в первые годы создания атомной энергетики в Великобритании, Франции, США, СССР. Серьезного внимания заслуживает японская модель долго индустриальной (структурной) политики. В японской модели сочетается долговременный стратегический подход к индустриальному развитию с гибкостью и оперативностью в решении конкретных структурных и конъюнктурных задач. В эту модель входят определение долго приоритетных целей, программирование и финансирование НИОКР, разработка комплексных проектов на национальном уровне, стимулирование внедрения и распространения новшеств и др.
1.Создание правовой базы - предполагает создание системы политических и юридических гарантий, которые обеспечивали бы равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
2.Защита конкуренции - осуществляется при антимонопольного законодательства. Запрещаются поддержание монопольно высокой цены товара; навязывание контрагенту невыгодных условий договора; уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками); необоснованное установление различных цен на один и тот же товар; создание дискриминационных условий и.т.д. 3.Перераспределение доходов и ресурсов – существующая рыночная система создает значительные неравенства в доходах населения. Существует несправедливая дифференциация доходов, монополизм. Поэтому необходимо регулирование рыночной экономики. Оптимальное регулирование рыночной экономики необходимо достичь через рыночное вмешательство путем модификации рыночных цен, прогрессивное налогообложение личных доходов. Это: пособия остро нуждающимся, пенсия инвалидам, иждивенцам, пособие по безработице.
Если правительство хочет обеспечить долго экономический рост, оно должно стимулировать внутренние инвестиции и сбережения, инвестиции из-за границы; стимулировать образование и научные исследования, защищать права собственности, обеспечивать политическую стабильность, стимулировать свободную торговлю, контролировать темпы роста населения.
Пути экономического развития:
· совокупные расходы должны быть достаточны для поддержания полной занятости и отсутствия безработицы;
· необходимо увеличивать совокупные расходы, чтобы обеспечить прирост ВВП;
· повышать производительности труда;
· получать наибольшее количество готовой продукции
· улучшать использование основных и оборотных фондов;
· эффективно распределять ресурсы и затраты труда.
Перечисленные факторы определяют предпосылки и перспективы развития и роста экономики.