1. что из перечисленного ниже не является предметом изучения ?
а) каким образом семья ивановых максимизирует полезность, располагая своим ограниченным денежным доходом
б) каким образом акционерное общество «самсон» минимизирует свои производственные издержки
в) объем производства сахара, уровень и динамика цен на него
г сокращения уровня безработицы в обществе
9. во многих университетах сша плата за обучение для иногородних студентов выше, чем для тех, кто прожива-ет в данной местности. такое положение служит примером:
а) монополии в высшем образовании сша;
б) отсутствия контроля правительства над высшим образованием сша;
в) ценовой дискриминации в высшем образовании сша;
г) неэффективного распределения ресурсов между высшим исредним образованием в сша.
11. что из перечисленного ниже, скорее всего не будет отнесено к общественным товарам и услугам?
а) освещение квартир; б) система защиты города от наводнений;
в) услуги городской охраны; г) освещение улиц.
12. маяк является примером
а) чистого общественного блага б) блага, особенными достоинствами
в) чисто частного блага г) смешанного блага
13. примером отрицательного внешнего эффекта может служить…
а) разбитая посуда в ресторане;
б) отключение горячей воды в жилых домах в период проверки тепловых сетей;
в) повреждение телефонного кабеля, обеспечивающего телефонную связь жителей микрорайона при строительстве нового дома в этом микрорайоне;
г) сломанные кресла в кинотеатре.
14. образование можно рассматривать как благо для:
а) отдельного человека, б) фирмы,
в) государства, г) верно все перечисленное.
15. образование как объект исследования образования включает в себя:
а) образовательные организации;
б) органы образованием;
в) организации, осуществляющие стандартизацию и экспертизу образовательной деятельности;
г) все вышеперечисленное.
16. к основным направлениям современной образовательной политики государства необходимо отнести:
а) ограничение разнообразия форм образовательных организаций;
б) снижение степени контроля за качеством образования;
в) усиление социальной направленности системы образования;
г) снижение объемов бюджетного финансирования.
18. производительный характер затрат на образование можно объяснить тем, что:
а) сложный труд создает в единицу времени большее количество продукции по сравнению с простым трудом;
б) повышение квалификации ведет к увеличению производительности труда;
в) инвестиции в обучение сотрудников позволяет получать большую прибыль;
г) верно все перечисленное.
19. сформированный в результате инвестиций определенный запас здоровья, знаний, навыков моти-ваций, который целесообразно используется в той или иной сфере общественного воспроизводства – это
а) интеллектуальный капитал б) человеческий потенциал
в) человеческий капитал г) социальный капитал
20. по определению, принятому 20-ой сессией генеральной конференции юнеско, под образованием понима-ется ………. совершенствования и поведения личности, при котором она достигает социальной зре-лости и индивидуального роста. (подставьте пропущенное слово)
а) процесс. б) процесс и результат.
в) результат. г) процедура.
Для успешного хранения подбирают лежкие сорта, районированные в конкретной зоне и предназначенные для длительного хранения. Сортовая технология хранения овощей, плодов и картофеля учитывает особенности сорта и его реакцию на факторы абиотической и биотической среды.
Условия выращивания (географическое положение, почва, севооборот)Условия года. Обычно в годы с прохладным дождливым летом в плодах и овощах накапливается меньше сахаров, они менее ароматны, менее вкусны, обладают пониженной лежкостью.
Агротехника. Включает комплекс факторов: сроки сева (посадки) и уборки, удобрения, обработку почвы, поливы и др.
Удобрения. Играют важную роль. При увеличении дозы калия и фосфора содержание сахаров в плодах и овощах повышается, ycкоряется созревание. Азот снижает сахаристость, задерживает вызревание. Повышенные дозы азотных удобрений не только снижают лежкость, но и накоплению в плодах и овощах нитратов больше допустимых норм. Сказывается и форма удобрений.
Хлористый калий и сильвинит снижают крахмалистость картофеля, а поташ и фосфорнокислые удобрения повышают крахмалистость и лежкость. При известковании почвы уменьшается отрицательное действие хлористого ка-лия. Избыточные азотные удобрения снижают выход товарной продукции за период хранения. Однако в комплексе с другими они не оказывают резкого влияния на крахмалистость картофеля, но повышают его урожайность.
Орошение. Перед уборкой, как правило, снижается лежкость овощей и плодов. Овощи, выращенные на тяжелых глинистых, обычно холодных почвах с высоким стоянием грунтовых вод, обладают пониженной лежкостью. Овощи и плоды, полученные на окультуренных почвах, легких и средних по механическому составу, без избыточного увлажнения, хранятся лучше.
Сроки сева (посадки) и уборки. Очень важный фактор. Например, морковь, убранная раньше, невызревшая, с меньшим количеством сахара и каротина, с повышенным содержанием воды обладает пониженной устойчивостью при хранении. Такие корнеплоды быстро увядают, поражаются склеротипией. Если убрать морковь на месяц позже по сравнению с оптимальным сроком, корнеплоды перезревают, трескаются, становятся нестойкими при хранении.
Значительные потери при хранении овощей и плодов в результате механических повреждении при уборке и транспортировании. За период хранения теряется до 40 % клубней. Механически поврежденные клубни в полтора раза больше испаряют воды, значительное количество их повреждается болезнями. Снижение температуры при уборке картофеля с 130 до 3°С увеличивает долю поврежденных клубней от 25 до 90 % и глубину повреждения с 2 до 9 мм, а также увеличивает потери массы при хранении. Снижение температуры картофеля с 8-10 до 3-4°С в четыре-пять раз увеличивает степень механических повреждений (особенно количество трещин, потемнение мякоти).
Десикация ботвы картофеля уменьшает травмирование при уборке на 25-50%. К концу хранения повреждаемость клубней болезнями снижается на 15...27 %. Если между удалением ботвы и уборкой картофеля проходит 21...22 суток, то потери при хранении составляют около 5%. Это объясняется вызреванием клубней и повышением естественного иммунитета картофеля с окрепшей кожицей. Орошение перед уборкой снижает лежкость продукции.
Транспортирование урожая (виды и состояние транспорта, тары, расстояния перевозки)Первичная обработка (своевременность, виды и обработки), хранение урожая (подготовка к храненюи хранения, типы хранилищ, режимы хранения, организация контроля).
Оптимальный срок сортирования клубней, убранных копателями, - весна, а комбайнамиосень. Сортирование непосредственно после уборки увеличивает потери продукции при хранении. После временного хранения продовольственный картофель направляют на очистку и сортирование на пункт КСП и реализацию. Если картофель подлежит закладке на длительное хранение, его очищают от примесей и загружают транспортером - загрузчиком ТЗК-30 в секции хранилища, а сортируют весной перед реализацией.
Нельзя полностью избежать механических повреждений. Поэтому перед закладкой на хранение применяют приемы, повышающие устойчивость продукции (активное вентилирование, обсушивание, отделение примесей, озеленение семенного картофеля и др.). В результате простого обсушивания картофеля, пораженного фитофторозом, число загнивших клубней после хранения составляет 3%, в необсушенной партии их количество достигает 43%.
Свежеубранный семенной картофель подвергают светозакалке, или озеленению. В озелененных клубнях накапливаются соланин и хлорофилл А. Соланин (гликозид) и хлорогеновая кислота — хорошие антисептики, они губительно действуют на возбудителей грибных и бактериальных болезней. Потери при хранении озелененных клубней от загнивания резко снижаются, биологические особенности сорта сохраняются. После посадки такого картофеля ускоряется цикл фенофаз, прибавка урожая составляет 7...18%.
Анализ АПК Казахстана, Российской Федерации и Украины показывает, что показатели производительности труда и урожайности в этих странах существенно ниже аналогичных показателей в более развитых странах. Причина – в том, что сельхозпроизводители оказываются в порочном круге. Весной им не хватает средств на приобретение качественных семян (которые обеспечили бы высокую урожайность), качественных удобрений, сельхозтехники (покупка либо лизинг), ГСМ и воды для полива (там, где она необходима). В результате урожайность низкая, производительность труда оставляет желать лучшего, и прибыль невелика. Часто сельхозпроизводители выходят в ноль по результатам года, и прибыль возникает только в результате получения государственных субсидий. Если же еще и неурожай, то сельхозпроизводители оказываются в долговой кабале.
Таким образом, несмотря на превосходные природно-климатические и почвенные условия, сельское хозяйство перечисленных стран уже много лет считается высокорискованным бизнесом, полностью зависящим от капризов погоды.
О субсидиях в сельском хозяйстве необходимо сказать отдельно. Миф о том, что сельское хозяйство всегда убыточно, появился после мировых войн XX века, когда в Европе ощущалась проблема с продовольствием. До того, на протяжении многих тысячелетий сельское хозяйство считалось прибыльным и обеспечивало процветание многих государств. Сегодня субсидирование со стороны государства сохраняет существующую экономическую модель (описанную выше), поскольку позволяет сельхозпроизводителям выживать и дотягивать до следующего урожая. Но отрасли сельского хозяйства, которые субсидируются лучше других, как правило, демонстрируют наихудшие показатели эффективности. Скажем, субсидирование посевов сахарной свеклы часто приводит к тому, что сельхозпроизводители вообще не сеют сахарную свеклу, списывают неурожай на погоду, и получают субсидии, затратив на это только бюрократические усилия, то есть идут по пути наименьшего сопротивления. Таких примеров имеется множество, но я не хочу перегружать ими текст.
Нестабильность экономической модели, в которой существует сельское хозяйство, порождает неустойчивость показателей всей экономической системы, поскольку сельское хозяйство производит сырье для многих отраслей легкой и пищевой промышленности, в результате растет инфляция (производители пытаются застраховать свои экономические риски за счет повышения цены), растут долговые обязательства производителей перед банками и другими финансовыми институтами, сокращаются фактические заработные платы граждан (бизнесмены пытаются экономить), в итоге падает покупательная населения, и производители теряют доходы, поскольку не могут продать свои товары, – возникает системный экономический кризис.