«Песня о Соколе» вложена в уста старого чабана Рагима. Она обрамлена вступлением и концовкой, связанными с содержанием «Песни», и в то же время отличными от неё по своему характеру и ритмическому строю.
Вступление написано прозой. В нём нет ни пафоса, ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни».
Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе. В конце «Песни», где стихи становятся афористическими, этот тон обогащается призывными, оптимистичными нотами.
В картинах, рисующих Ужа, темп повествования замедляется, интонации приобретают оттенок поучительной важности и подчёркнутой рассудительности.
Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно, спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней, наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения».
«Песня…» имеет кольцевую композицию. «Бородино» Лермонтова, напимер, а так же «Мцыри».
Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", становится "рассказом в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.
Вступление написано прозой. В нём нет ни пафоса, ни героизма. Оно носит медлительно повествовательный характер. Но величавые картины южной природы в нём создают приподнятое настроение, подводят к необыкновенному, героическому содержанию «Песни».
Сама «Песня» по форме представляет собой стихи, написана двустопным ямбом. Торжественно-патетическим тоном проникнуты строки, в которых говорится о Соколе. В конце «Песни», где стихи становятся афористическими, этот тон обогащается призывными, оптимистичными нотами.
В картинах, рисующих Ужа, темп повествования замедляется, интонации приобретают оттенок поучительной важности и подчёркнутой рассудительности.
Заключение «Песни», как и вступление, ритмически напевно, спокойно, плавно, проникнуто глубоким раздумьем. Картины природы в нём смыкаются с только что «рассказанной» Рагимом песней, напоминают о ней, наполняют душу торжественным, «сладким ожиданием какого-то откровения».
«Песня…» имеет кольцевую композицию. «Бородино» Лермонтова, напимер, а так же «Мцыри».
Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", становится "рассказом в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.