Який механізм впливу називається алелопатією? затінення культурних рослин
виділення в грунт і атмосферу органічних речовин, що пригнічують розвиток культурних рослин
поглинання вологи
поглинання поживних речовин
Л-2, с. 213
31. Які рослини завдають збитки сільському господарству недобором урожаю і погіршенням якості рослинницької продукції?
лікарські
чагарники
бур’яни
дикорослі кущові рослини
Л-3, с. 32–33; Л. 4, с. 49–50
32. Насіння яких з названих бур’янів знижують якість зерна і виробів з нього?
гірчиці польової
пирію повзучого
зірочника середнього
берізки польової
Л-3, с. 33
33. Насіння яких бур’янів при розмелюванні у борошні робить його отруйним?
бромуса житнього
волошки синьої
фіалки польової
дурману
Қазақстан жерінде құрылған ежелгі түрік мемлекеттерінің бірі Түргеш қағандығы еді. Түргештер, негізінен, Жетісуды жайлаған. VIII ғасырдың ортасында Түргеш мемлекеті ыдырау кезеңін бастан кешірді. Алғашында осы сәтті қарлұқтар пайдаланды. Бірақ түргештер мен Жетісудағы өзге түркі тайпаларына қытайлар мен арабтар да айтарлықтай қатер төндірген еді. 751 жылы Жетісуға шығыстан Қытайдың Тан империясы әскері баса көктеп кірді. Олар Түргеш астаналарының бірі - Суябты басып алып, қиратты. Осы кезде оңтүстіктен арабтар да жорық бастады. Осылайша Жетісуда Қытай мен Араб халифатының мүдделері тоғысты. Қытай мен араб әскерлері Талас өзені алқабында түргештердің шағын қаласы Атлахтың маңында кездесті. Екі жақтан соғыс майданына 100 мыңнан жауынгер қатысты. Бес күнге созылған ұлы шайқастың тағдырын қарлұқтар шешті. Соғыстың шешуші кезеңінде олар көтеріліс жасап, қытайларға қарсы шықты. Қиян-кескі шайқаста арабтар жеңіске жетті.
Бұл тарихи жеңіс болды. Өйткені осы шайқастан соң талай жүз жылға дейін Қытай басып алмақ ойынан түңіле бас тартты. Арабтар бұл жерде ұзақ тұрақтай алмады. Шамалы уақыттан соң олар Жетісу жерінен кетіп, түрік тайпалары қайтадан осы жердің иесіне айналды.
пояснение:
Мукагали Макатаев — выдающийся казахский поэт, чья поэзия затрагивает сердце каждого человека. М. Макатаев прожил недолгую, но яркую творческую жизнь. Мукагали... Сегодня это имя символизирует казахскую поэзию.Это имя вызывает в душе образы казахской земли: бескрайние степные просторы, величественно-неприступные Хан-Тенгри и Алатау, могучие деревья, в кронах которых кроется прохлада звенящего летнего дня. Оно несет в себе свет и радость понимания бесконечности природы. Великий сын великой казахской земли и казахского народа, щедро одаренный их любовью и сам одаривший их ярким талантом.
Особое место в поэтическом творчестве М.Макатаева занимает тема Родины.
Что такое Родина по Макатаеву? ответ можно найти в стихотворении «Моя Родина». Дух и культура, язык и история, удивительная по красоте земля и талантливый народ — это Родина. Казахская земля жива потому, что на ее страже всегда стояли великие казахские сыны, перед которыми поэт склоняет голову. Он счастлив и горд, что родился на этой земле. При мысли об этом сердце поэта, как птица, рвется из груди, а в душе его песней звучит слово «Родина!».Поэт считал, что человек в долгу перед Отчизной и обязан отдать ей огонь своего сердца. И он посвятил жар своей поэзии Родине. Поражает то, что высокий патриотизм является абсолютно органичным свойством его стихов. Макатаев учит, как по-настоящему надо беречь Родину, которая взрастила его душу, стала источником вдохновения: «Взлелеяв меня, взрастила ты, Великая Родина». Родина для Макатаева — это казахский народ: «Народ мой! В тебя я влюблен!» С теплотой говорит о нем: «добродушный мой народ». Народ — его защита и опора, его крепость: «Мой Дом — Народ мой».
В стихотворении «Мысли, рожденные родной землей» М.Макатаев говорит о своей малой родине, «золотой колыбели», — Карасазе. Рожденные здесь стихи являются свидетельством его огромной любви к родной земле, которая его вырастила и обрести крылья: «Родная земля, когда смотрю на твои просторы, У меня, у моей песни вырастают крылья».
Поэт восторженно любил родной край: его природу, землю, на которой родился и вырос, людей, его окружавших: «О, мой создатель, благодаря тебе я впервые увидел величие и красоту природы! Моя первая любовь — родная моя земля, чистая, как родник!».
Поэзия М.Макатаева воспитывает в нас чувство патриотизма: любовь к своей земле,
к своему народу и родному языку. Поэт постоянно ощущает неразрывную связь с народом. В поэтических произведениях Мукагали Макатаева слышим слова гордости и счастья за свой народ, веру в его прекрасное будущее. Он мечтает служить на благо народа. Подтверждением тому являются следующие строки из дневника: «В моих мыслях есть лишь одна мечта. Это быть полезным своему народу. Только ему хочется рассказать всю правду. Народ мой, как донести мне до тебя свой голос?».