В основе религиозных представлений народов Сибири лежит вера в духов природы. Весь окружающий мир представлялся населенным духами, которые принимали участие в жизни людей, в промысле. У нганасан и юкагиров сохранились древние верования о матерях природы — солнца, земли, травы, оленей. Большинство народов Сибири верили в духов-хозяев природы, населявших средний мир вселенной — горы, леса, реки, моря, огонь. Считалось также, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина. Народы Сибири верили, что от расположения духов-хозяев стихий и животных зависит благополучие в жизни, удача в промысле.
У народов Северо-востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов) важная роль в жизни общества отводится праздникам благодарения, связанным с представлениями о возрождении зверя и промысловым культом — обращении к духам-хозяевам животных, посылающим зверей.
Эвенки и эвены, охотники-оленеводы горной тайги, совершали специальные промысловые обряды с целью обеспечить удачную охоту, во время которых имитировали охоту: стреляли в макет лося из дерева и еловых веток, приносили жертвы огню и духам природы — неба, леса, земли.
Родоплеменные религии сохранились в тех или иных формах, изредка – в «чистом» виде даже в современную эпоху. Этнографические материалы свидетельствуют о существовании подобных верований у локальных, малочисленных этнических сообществ Северной Америки, Экваториальной Африки, бассейна Амазонки, у аборигенов Австралии и островов Океании, т.е. в регионах, где в силу определенных обстоятельств, прежде всего по причине их малодоступности для «цивилизации», произошла консервация ранней культуры. Они угадываются в культовой практике многих национально-государственных и мировых религий. Так, влияние фетишизма обнаруживается в поклонении иконам, мощам, реликвиям. Тотемизм проявился в почитании священных животных (быка, собаки, грифов – в зороастризме; коровы, змеи, обезьяны – в индуизме и буддизме), в зооморфизме богов, в культе «запретной пищи» (свинина – в исламе; зайчатина, свинина, конина – в иудаизме и т.п.), в таинстве причащения в христианстве и др.
У народов Северо-востока Азии (чукчей, коряков, эскимосов) важная роль в жизни общества отводится праздникам благодарения, связанным с представлениями о возрождении зверя и промысловым культом — обращении к духам-хозяевам животных, посылающим зверей.
Эвенки и эвены, охотники-оленеводы горной тайги, совершали специальные промысловые обряды с целью обеспечить удачную охоту, во время которых имитировали охоту: стреляли в макет лося из дерева и еловых веток, приносили жертвы огню и духам природы — неба, леса, земли.
Родоплеменные религии сохранились в тех или иных формах, изредка – в «чистом» виде даже в современную эпоху. Этнографические материалы свидетельствуют о существовании подобных верований у локальных, малочисленных этнических сообществ Северной Америки, Экваториальной Африки, бассейна Амазонки, у аборигенов Австралии и островов Океании, т.е. в регионах, где в силу определенных обстоятельств, прежде всего по причине их малодоступности для «цивилизации», произошла консервация ранней культуры. Они угадываются в культовой практике многих национально-государственных и мировых религий. Так, влияние фетишизма обнаруживается в поклонении иконам, мощам, реликвиям. Тотемизм проявился в почитании священных животных (быка, собаки, грифов – в зороастризме; коровы, змеи, обезьяны – в индуизме и буддизме), в зооморфизме богов, в культе «запретной пищи» (свинина – в исламе; зайчатина, свинина, конина – в иудаизме и т.п.), в таинстве причащения в христианстве и др.