В культуре 1920–1930-х гг. можно выделить три направления:
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Процесс преобразований на «культурном фронте», происходивший в 1920—1930-х гг. в СССР, получил название «культурная революция». Её важной частью стала массовая кампания по ликвидации неграмотности. После окончания Гражданской войны тысячи людей сели за парты. В 1923 г. вышло постановление «О ликвидации неграмотности».
Было создано общество «Долой неграмотность*, открывавшее специальные школы и курсы для взрослых. В результате процент грамотных в СССР в 1926 г. составил 56,6, а в 1939 г. — 87,4 (среди мужчин 93,5%, среди женщин 81,6%).
В 1930 г. было принято постановление о всеобщем бесплатном начальном образовании. В городах обязательной была школа-семилетка. Помогать воспитывать школьников в духе верности коммунистическим идеалам помогала Всесоюзная пионерская организация, созданная в 1922 г.
Под руководством Ф. Э. Дзержинского и Н. А. Семашко развернулась борьба с детской беспризорностью. Для воспитания малолетних бродяг создавали коммуны и колонии. Больших успехов в создании «новых людей» из бывших беспризорников добился педагог А. С. Макаренко. Видным деятелем просвещения был нарком А. В. Луначарский.
Индустриализация требовала увеличения количества технических специалистов. Поэтому быстро росло число средних и высших учебных заведений. К концу 1930-х гг. в СССР было более 750 вузов и 3700 техникумов, где училось 1,7 млн чел. Независимо от специальности все они были обязаны изучать теорию марксизма-ленинизма и историю ВКП(б).
1. Официальная культура, поддерживаемая советским государством.
2. Неофициальная культура, преследуемая большевиками.
3. Культура русского зарубежья (эмигрантская).
Культурная революция – изменения в духовной жизни общества, осуществлённые в СССР в 20-30-е гг. XX в., создание социалистической культуры. Термин «культурная революция» введён В. И. Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации».
Цели культурной революции.
1. Перевоспитание народных масс – утверждение марксистско-ленинской, коммунистической идеологии в качестве государственной.
2. Создание «пролетарской культуры», ориентированной на низшие слои общества, основанной на коммунистическом воспитании.
3. «Коммунизация» и «советизация» массового сознания через большевистскую идеологизацию культуры.
4. Ликвидация неграмотности, развитие образования, распространение научных и технических знаний.
5. Разрыв с дореволюционным культурным наследием.
6. Создание и воспитание новой советской интеллигенции.
Было создано общество «Долой неграмотность*, открывавшее специальные школы и курсы для взрослых. В результате процент грамотных в СССР в 1926 г. составил 56,6, а в 1939 г. — 87,4 (среди мужчин 93,5%, среди женщин 81,6%).
В 1930 г. было принято постановление о всеобщем бесплатном начальном образовании. В городах обязательной была школа-семилетка. Помогать воспитывать школьников в духе верности коммунистическим идеалам помогала Всесоюзная пионерская организация, созданная в 1922 г.
Под руководством Ф. Э. Дзержинского и Н. А. Семашко развернулась борьба с детской беспризорностью. Для воспитания малолетних бродяг создавали коммуны и колонии. Больших успехов в создании «новых людей» из бывших беспризорников добился педагог А. С. Макаренко. Видным деятелем просвещения был нарком А. В. Луначарский.
Индустриализация требовала увеличения количества технических специалистов. Поэтому быстро росло число средних и высших учебных заведений. К концу 1930-х гг. в СССР было более 750 вузов и 3700 техникумов, где училось 1,7 млн чел. Независимо от специальности все они были обязаны изучать теорию марксизма-ленинизма и историю ВКП(б).