Джадизм в начале XX в. имел многочисленных приверженцев прежде всего среди волжских и крымских татар, а также среди башкир и мусульман Азербайджана, в то время как мусульмане Средней Азии, имевшие не столь тесные контакты с Россией, остались верны консервативному исламу. Джадизм, который можно считать фазой А религиозно-национального движения, был в значительной мере аполитичен, и его последователи оставались лояльными подданными царя. Однако в нем были заложены идеи, которые стали ключевыми для перехода мусульманского национального движения в политическую фазу — панисламизм и пантюркизм
На перспективу российско-европейской модернизации мусульманская интеллигенция ответила движением, направленным на реформирование ислама, его сближение со светской культурой и образованием. Это движение получило название джадизма. Джадисты стремились прежде всего реформировать мусульманскую школу путем внедрения в нее западных методик и общего тюркского языка, созданного на основе модернизированного османского (турецкого), который должен был облегчить объединение и интеграцию всех мусульман России под лозунгом «Единство в языке, в мыслях и делах».
На перспективу российско-европейской модернизации мусульманская интеллигенция ответила движением, направленным на реформирование ислама, его сближение со светской культурой и образованием. Это движение получило название джадизма. Джадисты стремились прежде всего реформировать мусульманскую школу путем внедрения в нее западных методик и общего тюркского языка, созданного на основе модернизированного османского (турецкого), который должен был облегчить объединение и интеграцию всех мусульман России под лозунгом «Единство в языке, в мыслях и делах».