С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.
Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более теснили произведения «легкого жанра»: детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произведения признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.М.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения некоторых писателей-модернистов, например В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”».
В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не- многие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».
В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбастером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.
Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более теснили произведения «легкого жанра»: детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произведения признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.М.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения некоторых писателей-модернистов, например В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”».
В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не- многие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».
В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбастером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.